НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»

В начало книги

С.В. Заграевский. О В.В. Кавельмахере – классике архитектурной реставрации и истории древнерусского зодчества

С.А. Глейбман. Добрый гений Александровской Слободы

Государев двор в Александровой Слободе как памятник русской дворцовой архитектуры

Государев двор в Александровой Слободе (опыт реконструкции)

Церковь Троицы на Государевом дворе древней Александровой Слободы

Новые исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове

Покровский собор Александровой Слободы и его место в истории русской архитектуры XVI в. (скомпоновано из черновых рукописей автора)

Бронзовые двери византийской работы из новгородского Софийского собора в Александровой Слободе. Еще раз о происхождении Тверских врат

К истории Васильевских дверей Софии Новгородской

Приложение 1. Программа архитектурно-археологических исследований, ремонтно-реставрационных работ и музеефикации памятников архитектуры ХVI–ХVIII вв. Успенского монастыря в г. Александрове Владимирской области (б. Александрова Слобода)

Приложение 2. Библиография В.В. Кавельмахера

Приложение 3. С.В. Заграевский. Новые данные, свидетельствующие о верности обоснованных В.В. Кавельмахером датировок памятников архитектуры Александровской Слободы

Приложение 4. Н.И. Шириня. Работы В.В. Кавельмахера на памятниках Александровской Слободы

Приложение 5. С.В. Заграевский. Немного о моем отце

иллюстрации 

 

 

В.В. Кавельмахер

 

 

Древности Александровой Слободы

 

Сборник научных трудов

 

 


Посвящается директору Александровского музея Алле Сергеевне Петрухно, подарившей автору уникальную возможность завершить свою часть нелегкого труда по исследованию памятников Слободы.

 

ГОСУДАРЕВ ДВОР В АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЕ

КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ ДВОРЦОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ1

 

Остатки дворцового комплекса Алексан­дровой Слободы – ценнейший памятник архитектуры XVI в., сохранившийся в стенах про­винциального Успенского монастыря г. Александрова. До нашего времени дошли три двор­цовые церкви на погребах и подклетах, пять смежных с ними малых палат, или комнат, цер­ковь «под колоколы» и часть окружавших Государев двор крепостных валов. Археологически­ми раскопками на территории Государева двора вскрыты фундаменты многочисленных палат­ных построек.

Имевший вид укрепленного замка, Госуда­рев двор был заложен в шести верстах от Старой, или Великой, Слободы Переяславского уезда, в Новом селе Александровском. Строительство началось сразу после завершения Большого Кремлевского дворца в Москве, т.е. после 1508 г. Закончив свой московский двор, Василий III перебрасывает освободившиеся строительные кадры в семейные вотчины и уде­лы. В первую очередь он украшает новыми постройками свой осенний троицкий путь. В Трои­це-Сергиевом монастыре он строит обращенные в сторону Слободы кирпичные Святые во­рота с надвратной церковью Сергия и ктиторским приделом Василия Парийского, а в конце пути заново возводит свою главную загородную резиденцию – Государев двор с соборной цер­ковью Покрова. Память Сергия великий князь празднует в Троицком монастыре, а Покров – в Слободе, проводя осень в пирах и охотах. В по­ходах его сопровождают двор и великая княги­ня. Строительство на обоих концах пути велось одновременно: в 1509 г. был заложен Государев двор с огромной церковью в преддверии двор­ца, а осенью 1512 г., когда дворец вчерне был закончен и шла его отделка, – Святые ворота. Освящение дворца и ворот происходило с 11 по 15 декабря 1513 г. 11 декабря была освящена Покровская церковь, а 15-го – Святые ворота. В промежутке между этими датами, в течение трех дней, справлялось новоселье. Дошедшая до нас запись на пустых листах троицкого служеб­ника об освящении 11 декабря Покровской цер­кви заканчивается многозначительной фразой: «Тогды ж князь великий и во двор вшел»2.

Что представлял собой Государев двор, когда в него вошел великий князь? Какие из перечисленных зданий его составляли?

В литературе утвердилось мнение, что из четырех названных церквей и трех изображенных на современной гравюре с видом Слободы палат к эпохе Василия III относятся только Покровская церковь и небольшая столпообраз­ная церковь «под колоколы» Алексея митропо­лита, выявленная в 40-е гг. нашего века архи­тектором П.С. Полонским внутри Распятской колокольни. Все остальные здания – в первую очередь домовые церкви Троицкая на Дворце и Успенская в Буграх (название позднее), а также три большие палаты – принято без достаточных оснований относить к так называемому «оприч­ному» периоду в жизни Слободы, к эпохе Ивана Грозного. Последнее не находит подтвержде­ния. Все четыре церковных здания и часть раскопанных палат построены в одно время, из ма­териала сходных кондиций (белый камень и кирпич одного стандарта, однородное связую­щее, идентичное «якорное», без обухов, связное железо), в технике смешанной кладки, в едином итальянизирующем «графическом» стиле рус­ской придворной архитектуры XVI столетия, с применением одних и тех же узлов и деталей. Из белого камня выложены погреба, подклеты, нижние части стен, столбы наружных огражде­ний и весь архитектонический декор этих зда­ний – цоколи, порталы, лопатки, капители и накрывные элементы карнизов; из кирпича – так называемые «верхи» – стены от уровня пят сводов, сами своды (в том числе своды двух жи­лых подклетов), подкупольные столбы, бараба­ны, закомары и кокошники, второстепенные элементы декора и оконные обрамления. Ис­пользовался кирпич и как декоративный мате­риал. Принцип его использования уникален: между белокаменными лопатками церковных прясел, начиная от цоколя и выше, включая поле закомар, на всех четырех зданиях помеще­ны чисто выложенные кирпичные инкрустации в виде прямоугольных или арочных впадин, с кирпичными же вокруг них ковчегами3. Разме­ры инкрустаций свидетельствуют, что весь ан­самбль выстроен в одном модуле. Так, фасад­ные инкрустации нижнего яруса Покровского собора и двух его приделов равны (по высоте) фасадным вставкам четверика шатровой Троиц­кой церкви (5,2 м), а фасадные вставки ее Федоровского придела – инкрустациям цокольно­го яруса подколоколенной церкви (3 м). Крат­ные отношения наблюдаются и между наруж­ными параметрами зданий; например, ширина четверика малой крестовокупольной Успенской церкви равна половине четверика большого собора и т.д.

Все узлы и детали слободских церквей от­четливо унифицированы. Корытообразными ковчегами или филенками обработаны белока­менные лопатки Троицкой и Успенской домо­вых церквей и простенки папертей Покровско­го собора. Венчающие тяги и капители имеют повсюду один и тот же, восходящий к классическому антаблементу трехчастный профиль. На всех зданиях повторяются наборы цоколь­ных профилей. Все выступающие белокамен­ные элементы скреплены однотипными скоба­ми4. Однако самым замечательным универсаль­ным приемом, использованным при создании ансамбля, остается изначально открытый ха­рактер его кладок – будь то белый камень или кирпич. Облицованные натуральным белым камнем и красным кирпичом стены храмов и палат в момент их постройки (и долгое время спустя) не красились и не белились. В основе колористического решения целого архитектур­ного комплекса лежал, таким образом, естес­твенный контраст между кирпичным фоном стен и элементами белокаменного декора. Под­крашивались белым левкасом только выпол­ненные из кирпича второстепенные части этого декора, как то: нижние членения карнизов, оконные наличники и архивольты кокошников и закомар. Из-за обилия красных кирпичных вставок, красных барабанов и огромных крас­ных закомар постройки Государева двора долж­ны были восприниматься современниками как «кирпичные». Подобная, открыто западноевро­пейская стилистика дворца свидетельствует о его единовременном создании, причем задолго до опричнины.

Различались постройки Слободы между собой только объемом и качеством покрываю­щей их элементы оригинальной «фряжской» резьбы, однако стиль этой резьбы (если не счи­тать специально скопированных с собора Троице-Сергиева монастыря орнаментальных поясов Покровского собора) – единый.

Все храмы Слободы, за исключением церк­ви «под колоколы», поставлены на подклеты и снабжены папертями трех типов: у соборной церкви – каменные, крытые тесом; у Успенс­кой – каменные, с каменными же сводами; у Троицкой, некогда стоявшей в центре жилой хоромной части дворца, – деревянные. Что ка­сается церкви «под колоколы» Алексея митро­полита, то она, будучи бесподклетным, постав­ленным на землю сооружением, получила тем не менее в интересах всего ансамбля и ложный подклетный ярус, и ложную оригинальной ар­хитектуры паперть со звонницей и лестничным ризалитом (см. статью «Новые исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове» в настоящем сборнике). Дан­ная особенность памятника находит подтвер­ждение в известной гравюре из книги Я. Ульфельдта, где все здания Государева двора, кроме подколоколенной церкви, соединены между со­бой деревянными переходами.

Все три дворцовые церкви выстроены с приделами и смежными палатами, а Троицкая и Успенская – даже с погребами, что более всего говорит о едином утилитарном замысле строителей. Об архитектуре утраченных больших па­лат мы имеем возможность судить по извлечен­ным из раскопок фрагментам, а также на основании знакомства с архитектурой жилого теп­лого подцерковья домовой Троицкой церкви, состоящего из двойного подклета со сводами красивого рисунка, профилированными импостами под распалубками и резными белокамен­ными розетками в сводах. Один из сводов, тот, что непосредственно под храмом, расписан кирпичным паркетом по левкасу. Об исключи­тельном богатстве разобранных в монастырский период дворцовых палат косвенно говорит се­рия подписных замковых розеток в сводах игуменской (или гостевой?) части монастырских келий, явно копирующих какие-то не дошедшие до нас дворцовые постройки.

Фасадные решения восьми церковных объ­емов (в Слободе было четыре основных церкви и четыре придельных) различаются в зависи­мости от типа перекрытия. Оба крестовокупольных храма – Покровский и Успенский – были перекрыты по закомарам; четыре бесстолпных придела5 с бесстолпной же домовой Троицкой церковью и колокольня заканчивались массивными некрепованными карнизами с кокошни­ками. Храмовые верхи этого пышного церков­ного ансамбля являли картину редкого в нашей архитектуре разнообразия. Если соборная и Успенская церкви и два соборных придела были увенчаны обычными барабанами (барабан Пок­ровской церкви был при этом одним из самых больших в России – 7,2 м в диаметре, а барабан одного из приделов был встроен в соборную закомару), то оба средней величины бесстолпных храма – домовая Троицкая и столпообразная подколоколенная церкви – имели оригиналь­ные, ранее в русской архитектуре не встречав­шиеся завершения: церковь Алексея митропо­лита была купольной, а церковь Троицы – шатровой. Эти новшества говорят об экспе­риментальном характере небывалого в нашей истории дворцового строительства. В опричный период, при Грозном, оба храма подверглись перестройке. К шатровой Троицкой церкви была пристроена напоминающая дворцовую залу трапезная на погребе и подклете, а церковь Алексея митрополита была обращена в колос­сальный шатровый столп-часозвоню. Строи­тельный материал этого периода – почти исклю­чительно кирпич, однако стиль перестроенных сооружений при этом соблюден полностью. Поскольку известно, что реконструкция церкви «под колоколы» была вызвана необходимостью поместить при ней вывезенный из разгромлен­ного Новгорода 500-пудовый Пименовский ко­локол (для чего при новом здании была выстро­ена огромная звонница на столбах), мы получа­ем возможность датировать новый строитель­ный период в жизни Слободы 70-ми гг. XVI в. К 70-м гг. должна быть отнесена и фресковая ро­спись Покровской и Троицкой церквей (Успен­ская и Алексеевская дворцовые церкви никогда не расписывались).

Таким образом, имевшая место в оприч­ный период и вскользь отмеченная источника­ми6 реконструкция Государева двора получила в процессе исследования всестороннее подтвер­ждение, однако объем нового строительства оказался при этом не столь значительным. Две из четырех дворцовые церкви, ранее относимые нашей наукой ко второй половине XVI в. (и как казалось, с полным основанием ввиду их шат­ровой формы), в действительности оказались всего лишь перестроенными сооружениями – с явными признаками не одного, а двух строительных периодов. Поскольку Слобода после смерти в 1581 г. царевича Ивана Ивано­вича была навсегда оставлена Грозным, серьезных оснований для выдвижения каких-либо иных датировок не остается.

Что касается приписываемой эпохе Ивана Грозного Успенской церкви, то поводом для этой достаточно произвольной атрибуции (Тро­ицкая и Успенская церкви построены одной рукой – одна на половине великого князя, другая – на половине великой княгини) послужила поздняя монастырская легенда, согласно кото­рой вблизи северного Никольского придела Успенского храма существовал особый (чуть ли не «опричный») двор с палатой – будто бы самого Ивана Грозного, жившего в Слободе келейно. Источник этой легенды ясен. В писцовых кни­гах Переяславского уезда 20-х гг. XVII в. имеет­ся одна и та же загадочная фраза о некоем при­деле Николая чудотворца. После обычного «...город осыпной..., а в нем храм каменный Покров пресвятые Богородицы...» следует: «В городе же в осыпи место, что бывал Государев двор, придел Николая чудотворца, Живоначальные Троицы, Алексея митрополи­та, Успения пресвятые Богородицы...» В дан­ном описании вызывают недоумение три момента. Во-первых, писцовые книги как бы от­деляют Покровскую церковь от Государева дво­ра, хотя по логике вещей и согласно известию 1513 г. она должна быть его частью. Во-вторых, перечень церквей, составляющих достоверную территорию двора, начинается почему-то с при­дела, а не с Успенской церкви, при которой этот придел находился. И, в-третьих, церковь и придел в перечне отделены друг от друга.

Всему этому удалось найти объяснение: в Слободе был не один, а два Никольских придела, второй – при той самой Покровской церк­ви, которую писцовые книги пытаются выде­лить в особое владение, и с него-то и брал нача­ло Государев двор. В подобном разделении соборной церкви нет ничего необычного. Извест­но, что городские и архиерейские соборы на Руси сплошь и рядом находились в совместном владении разных общественных институтов или лиц, их представляющих, – ради общей церков­ной жизни и совместного соборного служения. Лучший пример – Успенский собор в Москве, в строительстве и эксплуатации которого в равной мере принимали участие великий князь и митрополит, государство и церковь. Как и домовый Благовещенский собор на Государевом дворе в Москве, Покровский собор располагал­ся «на сенях», в преддверии дворца, о чем и се­годня воочию говорят его частично сохранив­шиеся западные «пропилеи» между двумя флан­кирующими, суровой архитектуры палатами. Играя в Слободе роль открытой для обществен­ных богослужений соборной церкви, Покровс­кий собор имел, однако, и свою, связанную с особым дворцовым обиходом, внутреннюю, интимную часть – спрятанный в его глубине Ни­кольский придел.

Придел сохранился и доступен изучению. Он расположен внутри алтарей собора – в дьяконнике, и с паперти попасть в него невозможно. В отличие от обычных приделов при алтарях, Никольский придел (в монастырский пе­риод он был переименован в Симеоновский) имеет совершенно оригинальное архитектурное решение: его пространственное ядро составляет высокий дьяконник крестовокупольного храма с открытым в него с юга пониженным трехстенным объемом, закамуфлированным снаружи под самостоятельный церковный четверик с крохотной полуапсидкой и световым барабаном (разобран в 20-е гг. XIX в.). Из-за скромных размеров лжечетверика барабан был прислонен к церковной закомаре юго-восточного соборного компартимента вплотную. Дьяконник и придел как бы «врезаются» друг в друга. Причину та­кой, едва ли не единственной в своем роде, компоновки объемов (позднее этот прием в еще бо­лее утрированной форме был повторен в соборе Никитского монастыря в Переславле-Залесском) мы видим в том, что с востока на южную паперть изначально вел особый узкий проход, соединявший здание собора с находившимися за алтарями деревянными палатами, вероятно, государева духовника. Для устройства этого прохода (позднее забранного дверью на подста­вах) четверик южного придела и пришлось «за­двинуть» в дьяконник.

Несмотря на подражательный, задан­ный по отношению к архитектуре Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря ха­рактер, роскошь, с которой построен Пок­ровский собор, не уступает московским дворцовым церквам великого князя. В нем совершенно уникальны вышеупомянутые торжественные «пропилеи» с лестницей, лес круглых, поддерживающих кровлю па­пертей колонн (с каменными между ними филенчатыми простенками), огромные ка­менные полуциркульные тимпаны напро­тив северных и южных церковных дверей (не сохранились, известны по чертежу XIX в.), изощренная резьба порталов и кио­та и т.д.7 Естественно, что этот главный дворцовый храм Слободы был расписан. Нет сомнений, что святая святых Государе­ва двора – Никольский придел писцовых книг – находился именно здесь.

Из сказанного следует, что в 1513 г. в Слободе был закончен отделкою второй по величине, красоте и богатству Государев двор, или дворец, – с погребами, подклетами и малыми палатами, тронной палатой и несколькими церквями, не говоря уже о множестве деревянных палат и переходов между ними. Вот почему, покидая в 1564 г. Москву, царский поезд повернул из Коло­менского на север, в Слободу, где царя и его семью всегда ждал готовый к приезду комфортабельный и надежно укрепленный дворцовый ансамбль, лишь немногим усту­павший Большому Кремлевскому дворцу в Москве. Выбор новой столицы был, таким образом, предрешен.

1990–1994 гг.

 

Примечания

 

1. Краткое изложение доклада, прочитанного 16 янва­ря 1990 г. в ЛОИА на научной конференции «Чтения памя­ти П.А. Раппопорта, посвященные вопросам изучения древнерусского зодчества». Опубликован в «Информаци­онном курьере» Московской организации Союза архитек­торов РФ (М.,1991. №7. С.17–19). Исправлено и дополне­но автором.

2. См. там же. С. 21 и далее.

3. Ковчеги двух профилей – в виде глубокой «полки» для нижних ярусов всех зданий и «смягченной формы», в виде «полки», дополненной четвертным валиком, для верхних ярусов, с последующим переходом в закомару.

4. Главы слободских церквей были обиты чернолощеной черепицей типа «бобровый хвост», закомары и ко­кошники опаяны жестью, а палаты и паперти покрыты те­сом.

5. Один из них – северный придел Успенской церкви – был в XVII в. при реконструкции храма полностью (за исключением подклетной части) утрачен.

6. Имеются в виду, прежде всего, свидетельства не­мцев-опричников И. Таубе и Э.Крузе и Г. фон Штадена о постройке Иваном Грозным в Слободе после новгородско­го похода двух каменных церквей «с колоколами» и с ка­ким-то «хранилищем под храмом», куда складывалась до­быча. Одна из этих церквей, вне сомнения, – Распятская колокольня, другая – церковь Троицы на Дворце с новыми погребом и подклетом. По всей видимости, немцы застали эти храмы в лесах и сочли их вновь строящимися.

7. К сожалению, мы не имеем в настоящее время воз­можности исследовать этот выдающийся памятник сколь­ко-нибудь подробно. После возобновления в 1991 г. в сте­нах Александровского музея Успенского девичьего монас­тыря доступ автора в некоторые важные с археологической точки зрения помещения собора (чердаки папертей и подклеты) был искусственно прекращен.

 

Ранее опубликовано в кн.: Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы (сборник статей). Владимир, 1995. С. 6-18. 

 

Государев двор в Александровой Слободе (опыт реконструкции)

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»

В начало книги

С.В. Заграевский. О В.В. Кавельмахере – классике архитектурной реставрации и истории древнерусского зодчества

С.А. Глейбман. Добрый гений Александровской Слободы

Государев двор в Александровой Слободе как памятник русской дворцовой архитектуры

Государев двор в Александровой Слободе (опыт реконструкции)

Церковь Троицы на Государевом дворе древней Александровой Слободы

Новые исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове

Покровский собор Александровой Слободы и его место в истории русской архитектуры XVI в. (скомпоновано из черновых рукописей автора)

Бронзовые двери византийской работы из новгородского Софийского собора в Александровой Слободе. Еще раз о происхождении Тверских врат

К истории Васильевских дверей Софии Новгородской

Приложение 1. Программа архитектурно-археологических исследований, ремонтно-реставрационных работ и музеефикации памятников архитектуры ХVI–ХVIII вв. Успенского монастыря в г. Александрове Владимирской области (б. Александрова Слобода)

Приложение 2. Библиография В.В. Кавельмахера

Приложение 3. С.В. Заграевский. Новые данные, свидетельствующие о верности обоснованных В.В. Кавельмахером датировок памятников архитектуры Александровской Слободы

Приложение 4. Н.И. Шириня. Работы В.В. Кавельмахера на памятниках Александровской Слободы

Приложение 5. С.В. Заграевский. Немного о моем отце

иллюстрации 

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора, источник и сайт запрещено.