НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ЭССЕ»

 

В.В. Кавельмахер

об александре вертинском

(материалы к биографии, размышления)

 

Источник: Кавельмахер В.В. Об Александре Вертинском (материалы к биографии, размышления). Начало 2000-х гг. Скомпоновано С.В. Заграевским в 2007 г. из черновых рукописей автора. Все права сохранены.

Сканирование, форматирование, техническое и литературное редактирование: С.В. Заграевский, 2007 г. Все права сохранены.

 

 

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в Киеве в семье присяжного поверенного. В возрасте трех лет потерял мать (Евгения Степановна Сколацкая), в возрасте пяти лет – отца (Николай Петрович Вертинский). Имеются сведения, что мать и отец не были повенчаны, первая жена отца не давала согласия на развод. Возможно, вначале он носил фамилию матери, а Вертинский – псевдоним артистический. Возможно, был усыновлен отцом после смерти матери. Воспитывался у родственников. Окончил киевскую гимназию № 4.

С детства мечтал быть актером. Был статистом в киевском театре Соловцова. Летом 1913 года появляется в Москве в составе опереточной труппы. Кем он был, неизвестно. Музыкального образования не имел никакого. Его сестра Вертинская была в труппе примадонной. Выступал в дивертисментах как рассказчик, с грубой пародией – читал поэму Мережковского «Сакиа-Муни» с еврейским акцентом. Осенью 1913 года труппа уехала, а Вертинский остался и поступил в труппу Мамоновского театра. Писал пьесу о проститутке.

Был дружелюбен и общителен. Сошелся с компанией футуристов. Дружил с Владимиром Маяковским, Львом Никулиным, Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Вертинский был громадного роста. Появлялся в претенциозном костюме на Кузнецком. Принимал кокаин (от кокаина погибла его сестра). Бедствовал, но не сдавался. В Петербурге скандалил с публикой в «Бродячей собаке». Стремился быть революционером в искусстве. С Иваном Мозжухиным пробовал стать киноартистом. Мозжухин сразу стал звездой, Вертинский – нет.

Друзья заметили, что он что-то напевает: это были сентиментальные песенки собственного авторства. Он еще стеснялся. В числе первых вещей: «Минуточка», «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «В голубой далекой спаленке», «Три пажа». Издательство «Детлаф и Ко.» сделало первые выпуски. На обложках печальный Пьеро раздвигает занавес.

В воздухе носилась идея облагороженного варьете. Дивертисмент с конферансом. В Петербурге – кафе-шантан Полонского «Летучая мышь». То же в Одессе. Вертинский подвизался у Полонского в дивертисментах. Театр миниатюр впитывал опыты представлений в синематографах (их еще называли электротеатрами и кинемо). В 1910–1914 годах в кинозалах промежутки между сеансами заполнялись дивертисментами: певцы, куплетисты, пародисты. Куплетисты были «аристократией», выступали во фраках с хризантемой в петлице. Были рассказчики чеховских миниатюр и прочие. Шли музыкальные мелодрамы.

Ступив на этот путь, одни артисты падали вниз, другие – Вертинский – стали медленно превращать «шантан в храм». Один из номеров на сцене «Павильон де пари» в Петербурге назывался «Ариэтки Пьеро» и, как ничего не обещавший, был поставлен в начало программы. Контраст с «ямщиками», которые гонят лошадей, всевозможных троек, на которых едут, едут, едут к ней. Вертинский был открыт здесь.

Началась война: вступил братом милосердия, желая спастись от богемы, угара, от начинавшегося пристрастия к наркотикам. Легкое ранение, и в 1915 году возвращается в Москву. Начинается успех. Публика военного времени не была способна принимать крупную форму, началась эпоха театра миниатюр: варьете, шантан, кабак, анекдот, танец, шансонетка, гимнасты, эквилибристы. Все должно быть ярко, быстро. Нужна внешность, мимика, танец. Актер «открытой сцены», виртуоз, весь на виду – единый творец своего номера.

С начала 1916 года о нем уже пишут газеты. Переезд в Москву: в театре на Петровских линиях он уже замыкает программы. Это год взлета. Жил в Столешниковом. Квартира завалена цветами. Первые завистники. Толпа поклонниц. «Послушайте, маленький» – к нему за кулисы пришла Вера Холодная. Потом Вера Холодная и Вертинский, по воспоминаниям современников, дуэтом танцевали танго и вальс в госпитале для раненых офицеров – с огромным успехом. Есть легенда, что Вера – героиня «Попугая Флобера». В том же 1916 году очень популярно было «Ваши пальцы пахнут ладаном» – почему-то эти слова стали популярной присказкой тех лет. Тексты Вертинского печатают журналы. В нем есть поэт. Его артистизм был оценен сразу. Главное, у него с самого начала появились «доппельгангеры» – двойники-исполнители: его можно петь другому! Это все можно сравнить только с Высоцким.

Кроме Вертинского, всероссийский успех имела одесситка Иза Кремер. Тоже песенки собственного сочинения. Очень стильная, копировала манеру французских шансонье. Необыкновенное сценическое обаяние: ее называли «поющая актриса». Сгинула. Космополитическая пошлость (Кузьмин). Другие сочинители: Мэри, Джесси, Джонни – шаблоны тех лет.

По сравнению с Кремер и другими, Вертинский – оркестр, вплетает русский романс, есть душа, сердце во всем. Французы «сказывали» свои шансонетки. Шаляпин звал Вертинского «сказителем», имея в виду речитатив. Сказителем был и Северянин. У них общая корневая система. Анна Ахматова в ранние годы со стихов переходила – на пение! В студиях преподавалось «музыкальное пение». Это – культура тех лет.

Новый словесный вокализм – о нем можно написать целое исследование. «Русский вокализм», «речевая мимика», речевая артикуляция. Напевное сказывание было единственно приемлемым для Вертинского способом исполнения. Он грассировал, картавил весь алфавит. Станиславский поэтому не принял его в труппу. В собственном искусстве Вертинского это стало органичным. У него французская основа – артикуляция.

Крохотные миниатюры – не без влияния Ахматовой. Жест. Два Пьеро – Белый и Черный (война). Осень 1917 года. Бои в Москве. Гибель юнкеров военных училищ, видимо, на Воздвиженке. Часть отпевали в Большом Вознесении. (Паустовский утверждает, что эти юнкера погибли под Киевом). Три названия этой песни: кроме общеизвестного «То, что я должен сказать», еще «Мальчики» и «Юнкера». Звукозапись сделана в 30-е годы, но издана с нотами в те же революционные дни. Бои шли пять дней, в эти дни Вертинский пел в Петровском театре и Славянском базаре в визитке, с крепом на рукаве. До 1918 года он пел эту песню каждый вечер, ноты продавались тут же. Песня стала одним из белогвардейских гимнов.

В 1918 году он уже на юге. Приятель генерала Слащева (Хлудова из пьесы «Бег»). Популярность в 1919 году достигла апогея. Осень и зима 1920 года – бегство с Врангелем в Турцию.

В эмиграции Вертинский был совладельцем нескольких ресторанов, в том числе в Париже, зарабатывал громадные деньги, но всегда разорялся. Это был широкий русский барин. В Шанхае после концерта мог пригласить к столу всех посетителей и спустить всю выручку.

Ловелас. Манера ухаживать: «Здгавствуйте, кгасивая девушка! Что это у вас в волосах – магнолия?». «Над розовым морем» была напета для Тамары Карсавиной в ресторане. «Пани Иреной» была его богатенькая польская поклонница, не пропускавшая со своим женихом ни одного его концерта. Спел, обращаясь прямо к ней. Любил исключительно ослепительных женщин кинозвездного типа.

Знал всех, начиная с принца Уэльского. Имел греческий паспорт на Вертидеса. Его маршруты: Турция, Румыния, Германия, Франция, США, Китай. Пел в ресторанах, был слугой публики (легкая беспринципность), но оставался глубоким. Пытался сделать карьеру в Голливуде. В Румынии пел только цыганские песни, в тюрьмах (недолго) – «Александровский централ». Свое в таких местах не пел. В Париже и Варшаве часто сочинял в ресторанах на глазах у собутыльников. Лучший период – 1923–1934 годы. По-французски пел неохотно, обычно «Танго Магнолия». Пластинки всегда бешено расходились. Немецкая публика любила «Концерт Сарасате» – за дьявольскую власть. Это было модно.

В исполняемом репертуаре был капризен: разлюбил и не записал два своих шедевра о русских «дансинг-герлз» в Шанхае. Сейчас их могут помнить только бывшие студенты. Сохранившиеся тексты – бесспорный литературный факт. «Магдалина» – тоже шедевр.

Был неудачно женат («женулечка»). Поссорившись с женой, снял квартиру в Париже.

Его голос звучал повсюду, свободно проникал за «железный занавес». В 20-е годы начал записывать пластинки, и ими из-под полы торговали в Одессе. Его манеру разносили на губах любители.

Известно множество попыток пародировать, осмеять Вертинского. Но все они кончаются триумфом самого Вертинского – нельзя пародировать то, что уже само есть пародия.

Как многие эмигранты, читал и верил советским газетам. Вернулся в Россию в 1943 году. Идея возвращения во что бы то ни стало у него от Слащева (того вернули первым). «Мудрый грузин» сказал: «Пусть допоет». На тех же условиях был принят назад Горький. Если бы захотел, мог бы вернуться Шаляпин. Только те – тосковали, а Вертинский нашел себя на западных курортах и трущобах, «любя актрис», каких хотел. Он был «живуч», в отличие от умирающего льва – Шаляпина, и тайно беспринципен.

После возвращения Вертинский написал неискренние (чтобы понравиться властям) мемуары, как дама, скрывающая возраст. В годы гражданской войны поддался-де паническим настроениям. Ему была нужна национальная сцена. Письма писал на бланке: «Лауреат Сталинской премии А.Н. Вертинский». Имел право: был добрый человек.

Остальное – известно. Умер во время концертной гастроли в Ленинграде в 1957 году в номере гостиницы от сердечного приступа и отсутствия лекарств.

Это был властитель дум, как Шаляпин. Он понимал свой масштаб. Был магом. Играл и на своей поздней некрасивости, бледности, огромности тела, лысом черепе. Испуганная публика сперва молчала, но он что-то делал рукой, и вы – в храме. Жрец. Это – вторая ипостась актера.

Вертинский – не лицедей. Он – национальная, культовая, как теперь говорят, фигура. Думаю, один из столпов нации. Такая власть над человеком – пожалуй, только у Чехова.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ЭССЕ»

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора, источник и сайт запрещено.