НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «О В.В. КАВЕЛЬМАХЕРЕ»

С.В. Заграевский

ИСТОРИКО-архитектурная сказка

 

От автора

 

В этой сказке все совпадения с реальными лицами и событиями, как и положено, являются случайными, и вот какие здесь получились случайные совпадения:

Первый дядя – профессор, кандидат архитектуры С.С. Подъяпольский.

Второй дядя – не профессор и даже не кандидат В.В. Кавельмахер.

Мальчиш-кибальчиш – профессор, доктор искусствоведения А.Л. Баталов.

Мальчиш-плохиш – конечно же, автор этой сказки (профессор, доктор архитектуры С.В. Заграевский).

Красно солнышко Андреич – доктор исторических наук Л.А. Беляев.

Дядька Прокопыч – архитектор-реставратор Б.П. Дедушенко.

Глубокоуважаемый Ник Никыч – профессор, доктор исторических наук, лауреат Государственной и Ленинской премий, почетный гражданин г. Владимира Н.Н. Воронин.

Сказочный царский дворец между несуществующим Загорском и губернским городом N – Александровская Слобода, где в 1990-е годы разворачивался основной сюжет нашей сказки.

Петровско-Высокое – Высоко-Петровский монастырь, где в 1960–1980-е годы разворачивался побочный сюжет нашей сказки, и где в 1514–1518 годах зодчий Алевиз Новый, которого мы по ошибке назвали Зивелой, построил собор Петра митрополита.

Церковь, на весь мир знаменитая своими суперпропорциями – Покрова на Нерли, где подобный побочный сюжет разворачивался еще раньше, в 1930–1950-е годы.

Старые-престарые белокаменные церковки N-ской губернии – домонгольское владимиро-суздальское зодчество.

Институт, где учился дяденька Ушацъ – МАрхИ.

Институт, где никого не учат, и сами уже все изучили, а им все мало, – Государственный институт искусствознания.

О том, что именно второй дядя откопал в сказочном царском дворце, подробнее см.: Кавельмахер В.В. Древности Александровой слободы. М., 2008.

Умная книжка мальчиша-кибальчиша – Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в., М., 1996. Второго дядю больше всего огорчили с. 203–209, а также некоторые примечания.

Другие церковки, которые второй дядя атрибутировал правильно, а многие другие дяденьки, тетеньки, мальчишки и девчонки атрибутировали неправильно, – церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, церковь Преображения в Острове, собор Смоленской Одигитрии в Новодевичьем монастыре, церковь Параскевы Пятницы на Подоле и мн. др.

 

–––

 

Итак, начнем. Жили-были два умных и взрослых дяди – один чуть постарше, другой чуть помладше. Оба когда-то учились там же, где всем известный дяденька Ушацъ – только один чуть пораньше, другой чуть попозже. Потом оба работали умными и хорошими реставраторами, и всякий их уважал, первого чуть больше, второго чуть меньше, потому что первый раньше начал. Потом первому дяде надоело по лесам и раскопам лазать, и пошел он в доктора-профессора, детишек-студентиков уму-разуму учить. А второй дядя все лазал и лазал, копал и копал. Так и прошло много-премного лет. И вот откопал как-то второй дядя где-то в сказочном царском дворце между несуществующим Загорском и губернским городом N такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А первый дядя к тому времени уже позабыл про грязную и неблагодарную археологию и увлекся страшно умной штукой под названием «формально-стилистический метод» (далее ФСМ). И удивился первый дядя, потому что данные его ФСМ очень-очень сильно разошлись с данными археологии, которую нарыл в сказочном царском дворце второй дядя. И обиделся первый дядя. Обиделся не только и не столько потому, что он первый, а прав второй. Просто первый дядя был самым уважаемым дядей не только в институте, где учат детишек, но и в институте, где никого не учат, а сами уже все изучили, и им все мало, все изучают и изучают. И вот незадолго до всего этого один неученый дядька Прокопыч откопал мерзкий факт, что церквушка в Петровско-Высоком, оказывается, не того века, который выходил по всем данным ФСМ, а сильно-пресильно древнее, сам великий зодчий Зивела ее построил аж в незапамятные времена! Конечно, дядьке Прокопычу в ученых институтах не поверили – он неученый, что с него взять! Ну, дядьке было все равно, он и не претендовал. Нет, так нет. Потом, правда, пришлось начать ему верить, потому что покопался в Петровско-Высоком мудрый-премудрый добрый молодец, красно солнышко  Андреич, молодой-молодой, а уже доктор-профессор, и такой суперархеолог, что ему-то не поверить – уже было слишком. Ох, и грустно было нашему первому дяде! Но что поделаешь… И раньше ведь такое бывало – не наш же первый дядя ФСМ придумал! Бывало и такое в стародавние времена: пришел к перекрестку двух речных дорог глубоко всеми уважаемый Ник Никыч и нарыл у церкви, на весь мир знаменитой своими суперпропорциями, какие-то омерзительные галереи, испортившие все пропорции и так опозорившие ФСМ, слов нет! А как было не поверить Ник Никычу, доктору-профессору, мегаархеологу, дважды лауреату и почетному гражданину губернского города N? Так что огорчился первый дядя с Петровско-Высоким, но выдержал стойко удар судьбы. И вот представьте себе: сидит за большим красивым столом первый дядя со всем ученым институтом, все в страшном огорчении от Петровско-Высокого, и в этот трагический момент приходит к ним усталый, неумытый и оборванный второй дядя и говорит страшные слова о том, что в сказочном царском дворце между несуществующим Загорском и губернским городом N археология показала, что все не так! И подумал первый дядя: нет, этого я уж точно не допущу! И не допустил. И повел все к тому, что ФСМ гораздо главнее и лучше археологии, и что второй дядя вовсе неправ. А у второго дяди в это время учился уму-разуму один мальчиш, умный мальчиш, хороший. И позвал первый дядя мальчиша этого к себе, и ввел его во все ученые институты, и вывел в люди, в доктора-профессора даже. Словом, мальчиша-кибальчиша из него сделал. И этот мальчиш-кибальчиш такое написал в одной умной книжке, а потом еще в нескольких умных книжках, что второй дядя от огорчения за своего бывшего ученика даже из страны родной уехал и на стал на чужедальней немецкой сторонушке горе горевать. Правда, тут сынишка у второго дяди подрос, которого отец когда-то даже назвал в честь первого дяди. Совсем маленький, еще младше мальчиша-кибальчиша, но ужасно нехороший с детства. Мальчиш-плохиш, соответственно. И когда умерли и первый, и второй дядя, и попали в рай, потому что все равно были самыми хорошими на свете, то вышел этот мальчиш-плохиш в люди, тоже стал всяким там доктором-профессором, и решил, что хоть он и плохиш, а отец у него был один, другого не было. И решил он побороться за добрую память своего отца. И решил он ловить любимого и уважаемого мальчиша-кибальчиша, а заодно и очень любимого и уважаемого давно покойного первого дядю, на ошибках и неточностях их ФСМ, пока все вокруг не поймут, что археология первична, а ФСМ вторичен, и что в сказочном дворце между несуществующим Загорском и городом N было все так, как накопал второй дядя, а не так, как в своем кабинете вычислил первый. И что были и другие церквушки, которые второй дядя атрибутировал (слово-то какое умное!) правильно, а все дяденьки, тетеньки, мальчишки и девчонки, особенно те, кто пытался ФСМ вместо археологии использовать, – неправильно. Вот и ловит плохиш, и ловит, и будет дальше ловить. А ловить есть на чем, потому что иногда и первый дядя, и мальчиш-кибальчиш, и многие другие дяди и тети ленились лишний раз к церквушке выехать и посмотреть, как там что выглядит. А плохиш, как и положено плохишам, с буржуинами дружит, денег у него много, так что ничего с ним не сделаешь, не разжалуешь, не уволишь, голодом не уморишь, и машинка у него хорошая, быстрая машинка, всюду он ездит и все видит, а потом пишет и пишет, печатается и печатается, и праведные ученые труды второго дяди печатает, никому не дает забыть, каким замечательным был его отец. Вот и нет никому от плохиша житья спокойного. А поскольку у всех сказок должен быть хороший конец, то рано или поздно все поймут, что второй дядя, хотя иногда и заблуждался, но со сказочным царским дворцом и многими другими церквушками был абсолютно прав, что первый дядя был очень-очень хорошим, просто тоже иногда заблуждался, и что мальчиш-кибальчиш тоже очень хороший и порядочный, просто по младости лет слишком хорошо послушался первого дяди – с кем не бывает! А мальчиш-плохиш тогда от всех отстанет, будет работать только со старыми-престарыми белокаменными церковками N-ской губернии и в сказочные царские дворцы больше ни ногой. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

2005–2008 гг.

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «О В.В. КАВЕЛЬМАХЕРЕ»