НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «О В.В. КАВЕЛЬМАХЕРЕ»

 

Н.И. Шириня

Работы В.В. Кавельмахера  

На памятниках Александровской Слободы

 

Памятники архитектуры Александровской Слободы в течение XX столетия привлекали к себе внимание очень многих известных отечественных исследователей – историков, искусствоведов, архитекторов, реставраторов. Уже к середине XX века имелось около 50 опубликованных трудов, где так или иначе затрагивалась архитектура царского ансамбля в Александрове. Однако исследования, многие из которых привносили в науку значительные открытия (например, раскрытые в начале XX в. Петром Дмитриевичем Барановским фрески шатра XVI в.), оставляли больше вопросов, чем ответов на точную датировку сооружений, их начальный облик, а главное, полную реконструкцию дворцово-храмового ансамбля XVI в. Это особенно актуально, так как аналогов ансамблю практически нет, потому что, как очень точно подчеркнул В.Д.Назаров, «сооружение таких резиденций, ряда ближних и дальних по отношению к столице государевых дворцов – новое явление в российском государственно-политическом быте этого времени»,1 следовательно, и архитектура возведенного в Слободе комплекса во многом могла носить экспериментальный характер. По образному выражению архитектора Полонского, изучавшего памятники в 1944–1948 гг., Александровская Слобода стала «архитектурным полигоном Московских царей»2, что было убедительно доказано и им, и работами других исследователей.

Интенсивные реставрационные работы на памятниках Александровской Слободы, а также музеефикация всех сооружений Государева двора (за исключением Покровского, ныне Троицкого, собора) во второй половине XX в. не только дали толчок новым исследованиям, а позволили поставить их на новый качественный уровень.

Основываясь на изучении материала исследований отечественных специалистов второй половины XX в., думается, можно с уверенностью утверждать, что особое место среди них занимают работы В.В.Кавельмахера. Их отличает изначально очень высокая оценка значимости Государева двора в Александровской Слободе как выдающегося памятника русского дворцового строительства, крупнейшего, после Кремлевского дворца, светского ансамбля царской Москвы, продолжительность научных изысканий на памятниках (около 30 лет), соединение теории и постоянной практики, привлечение широкого круга источников (он опирался практически на все исследования по Александровской Слободе), широкий круг научных интересов (архитектура Слободы XVI века, археологические исследования Тверских врат, история Васильевских дверей Софии Новгородской, резные белокаменные розетки XVII в.), а также тесное сотрудничество с музеем-заповедником. В результате этого в начале 1990-х г. была подготовлена совместная долгосрочная программа архитектурно-археологических изысканий территории, предусматривающая междисциплинарный подход к исследовательской деятельности, главной задачей которой стало изучение всех сохранившихся зданий XVI в, примыкавших к ним фрагментарно сохранившихся крылец, рундуков, палат (деревянных), способов сообщений между ними, а также малых архитектурных форм, общей топографии и параллельно городских укреплений, стен и башен, всего того, что во многом скрыто в толще более чем двухметрового культурного слоя Слободы. Таких масштабных задач, рассчитанных на реконструкцию всего ансамблевого памятника XVI в., ранее в XX столетии не ставилось.

Работы замечательных отечественных специалистов-археологов – академика Б.А.Рыбакова и, в дальнейшем, В.П. Глазова, выявившие многие каменные объемы, в силу ряда причин носили локальный характер и не ставили целью точную датировку памятников Александровской Слободы.

Натурные исследования В.В.Кавельмахера на памятниках XVI в., включавшие наблюдения, расчистки, раскрытия, зондажи, шурфы прилегающей территории, дали огромный фактический материал, зафиксированный более чем в 30 отчетах (архив музея-заповедника).

Особо скрупулезному исследованию подвергся уникальный, достаточно сложной объемно-пространственной структуры памятник – Покровский собор, наименее изученный, несмотря на частое обращение к нему специалистов.

Ученые, писавшие о Слободе до В.В.Кавельмахера, считали всю сохранившуюся обстройку собора поздней. Вопреки ранее принятом мнению о постепенном формировании объема собора, исследователь, думается, очень убедительно доказал (единый подклет, материалы, связи, ряд других признаков), что все его части, в том числе приделы, галереи, две палатки с западной стороны, созданы в одно время. Он обратил внимание на особенность подклетов собора – одну из архитектурных загадок слободского ансамбля – в связи с тем, что подклеты стоящей в отдалении Успенской церкви выше их в 2 раза. Впервые указал на пышную двухъярусность сооружения (уставленные колоннадами крытые паперти несли дополнительный ярус закомар). Отметил необычайность застроенности собора крыльцами, папертями, приделами и кордегардиями как явление, сравнимое только с исторической обстройкой домового Благовещенского собора Московского Кремля, подчеркнув также и значимость храма как третьего по величине здания средневековой Москвы после Успенского и Архангельского соборов.

В.В.Кавельмахер, выступая как историк архитектуры, впервые опубликовал и подробно прокомментировал полный текст вызывающего научные споры главного источника по началу строительной истории Государева двора – краткого летописца XVI века с упоминанием Покровского собора.

Совершенно новому осмыслению подверглись Новгородские и Тверские врата собора3 – шедевры декоративного древнерусского искусства, их происхождение, авторство, как и когда они попали в Александровскую Слободу. Тщательные археологические исследования бронзового оклада Тверских врат (система крепления, декорация) показали, что он на несколько столетий древнее своей основы, и в настоящем виде двери модернизированы. Эти соображения позволили ученому выделить среди пластин подлинный оклад первоначальных дверей в его истинном древнем контуре и датировать их XI–XVI вв.

Обследован и датирован ученым еще один памятник декоративного искусства собора, менее других привлекавший внимание специалистов, – дверные полотна северного портала. Итогом исследования стало выявление выдающегося памятника кузнечного ремесла раннего XVI в. – великолепной сохранности единственные двери, изначально принадлежавшие храму.

Но главное направление поиска новых данных по датировке памятника, начальному облику связано с шатровой Троицкой церковью, детальное исследование которой дало возможность ученому «заново прочитать ее строительную историю».

Для более полного прочтения архитектуры сооружения в интерьере трапезной сделано несколько дополнительных шурфов и зондажей к тем, что появились в 50-е гг. XX века. Были уточнены первоначальные объемы древнего памятника, получены новые данные об архитектурном облике северного теплого придела (Федора Стратилата), ранее неизвестного науке. В храме раскрыт уникальной формы западный портал.

Выявлены два древних подклета храма (датированные исследователем началом XVI в.) с росписью «кирпичным паркетом» свода основного подклета. Расчищены резные замковые белокаменные розетки в сводах подклетов, а параллельно и розетки келейного корпуса XVII века, происхождение которых В.В.Кавельмахер трактовал как вольную копию аналогичных розеток из сводов разобранного великокняжеского дворца.

Главным результатом исследования по Троицкой церкви стало вычленение объемов памятника начала XVI в., определение пристроек 70-х гг. того же столетия в поздних застройках последней четверти XVII в.

Архитектурно-археологические изыскания В.В.Кавельмахера на Распятской церкви-колокольне явились продолжением предшествующих работ архитектора Петра Степановича Полонского, первым выделившего древнее ядро церкви Алексея митрополита в толще Распятской колокольни.

В.В.Кавельмахер углубил старые зондажи, раскрыл окна барабана раннего храма, древний подоконник восточного окна, цоколь пилона древней звонницы в тамбуре, винтовую лестницу церкви Алексея митрополита внутри стены Распятской церкви-колокольни, обнаружил остатки свода полуциркульной закомары в размер грани барабана, провел ряд других исследований, что позволило полностью подтвердить теоретическую реконструкцию церкви Алексея митрополита, предложенную им самим.

При этом особое место в исследовании Распятской церкви колокольни заняло открытие в 1989 г. фундамента древней примыкавшей звонницы, наличие которой одни ученые отвергали, другие лишь предполагали, исходя из рисунков Якоба Ульфельдта. В.В.Кавельмахером был дан окончательный ответ на этот вопрос, давший возможность реконструировать оба сменивших друг друга на протяжении нескольких десятков лет сооружения – Распятскую церковь-колокольню и церковь Алексия митрополита.

Богатый опыт архитектора-реставратора позволил ученому практически заново исследовать Успенскую церковь. Во второй половине 90-х гг. им было выполнено на ней большое количество раскрытий: белокаменные капители, лопатки, наличники окон верхнего света четверика церкви. Исследованы четверик и места примыкания к храму северного придела, погреба под северным приделом, подклет под папертью, алтарные полукружия подклетного яруса церкви, произведены зондажи столпов внутри южной стены, фрагментарное зондирование штукатурки капителей подкупольных столпов и ряд других работ, давших ученому неопровержимые факты, позволяющие сделать вывод об одновременности строительства храма в «той же технике и теми же материалами» с церковью Троицы, Покровским собором и церковью Алексея митрополита (натурные исследования которых проводил параллельно).

Данный вывод явился совершенно новым словом в исследованиях Александровской Слободы, как и вновь предложенная ученым датировка всего ансамбля началом XVI в.

Утверждение В.В.Кавельмахера о том, что весь ансамбль Александровской Слободы выстроен «по специальному проекту с конкретной датой и государствообразующей функцией»4,5,6 с использованием западноевропейских декоративных и строительных приемов в период пребывания в Александровской Слободе Василия III в 1508–1513 гг., хотя и оспаривалось некоторыми учеными (иную точку зрения имели С.С.Подъяпольский7 и А.Л.Баталов8,9), думается, все-таки может служить основанием для продолжения работ именно в этом направлении.

В пользу предложенной В.В.Кавельмахером датировки ансамбля началом XVI в. (имеется в виду каменное строительство, а не деревянное) говорят и более ранние работы, и современные находки. Так, археологические изыскания 1951 г. Н.В.Сибирякова обнаружили остатки памятника XVI в.10, анализ которых позволил очень опытному реставратору отнести их к началу столетия.

Археологические исследования 2003 г. на участке, примыкающем к юго-восточному углу Успенской церкви, проведенные М.В.Фроловым11 (анализ погребенного гумуса, перекрытого выбросом из фундаментного рва церкви Успения, и ряд других находок) также подтверждают датировку храма временем Василия III.

Работы В.В.Кавельмахера на памятниках Александровской Слободы сопровождались уникальными археологическими находками, обогатившими собрание музея-заповедника: документ 1618 г. – письмо польского офицера, найденное в забутовке стены Распятской церкви-колокольни; белокаменные профилированные блоки и ряд других.

Особый комплекс в музейном собрании представляют около сорока графических реконструкций, выполненных ученым в середине 90-х гг. и основанных на практических изысканиях: реконструкции фасадов 1513 г. всех четырех храмов Слободы, реконструкции планов погребов, подклетов церквей Успения и Троицы,  эскиз-реконструкция плана Покровского собора, реконструкции порталов церкви Троицы на дворце и ее разрезов; представлены варианты кирпичных облицовок церковных прясел всех великокняжеских дворцов; разработана схема приведения в экспозиционный вид западного портала Троицкой церкви – выдающегося открытия В.В.Кавельмахера (из ряда тех, которые в конце XX в. практически не встречаются), предусматривающая восстановление элементов портала и раскрытие фрагментов древнего керамического пола, также впервые обнаруженного ученым.

Реконструкции отдельных памятников дворцового ансамбля Александровской Слободы, которыми занимались и предшественники В.В.Кавельмахера, к концу XX столетия в общих чертах достаточно определились. Однако вопросы реконструкции всего дворцового комплекса Государева двора, думается, и сегодня остаются открытыми.

Безусловно, «практическая энциклопедия архитектурных форм ХVI–ХVII вв.» как охарактеризовал комплекс Александровской Слободы архитектор-ученый Полонский, требует дальнейших исследований.

И в этой связи, опубликованные работы В.В.Кавельмахера и архивные материалы по Александровской Слободе, сохраненные музеем-заповедником, а также основные раскрытия и зондажи представляют очень ценный источник для будущих исследований в данном направлении.

Большая заслуга ученого и в том, что его работы, как очень точно определил С.С.Подъяпольский12, «вернули в центр внимания историков русского зодчества» редчайший средневековый ансамблевый памятник России – Александровскую Слободу.

Исследования В.В. Кавельмахера позволили впервые достаточно полно, на мощной научной основе реконструировать очень сложный и малоизученный архитектурный комплекс, значение которого в понимании развития всей русской архитектуры XVI века крайне велико.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Назаров В.Д. Александровская Слобода в истории Российского государства XVI в. // Александровская Слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, 1995 г. С. 10.

2. Полонский П.С. Рецензия на рукопись профессора А.И. Некрасова «Памятники Александровской Слободы». Рукопись. М., 1949 г.

3. Кавельмахер В.В. Бронзовые двери византийской работы из Новгородского Софийского собора в Александровской Слободе. Еще раз о происхождении Тверских врат. // Зубовские чтения. Сборник статей. Владимир, 2002 г. С. 58-78.

4. Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровской Слободы. // «Золотые Ворота». 1995 г. С. 5-110.

5. Отчеты архитектора Кавельмахера В.В. 1998–2001 г.г. Рукопись. Архив музея-заповедника «Александровская Слобода».

6. Кавельмахер В.В. Государев двор в Александровской Слободе. // Якоб Ульфельдт. Путешествие в Россию. М., 2002 г. С. 457-488.

7. Подъяпольский С.С. О датировке памятников Александровской Слободы. // Художественная культура Москвы и Подмосковья 14-начала 20 вв. Сборник статей. М., 2002 г. С. 185.

8. Баталов А.Л. Особенности итальянизмов в московском каменном зодчестве рубежа 16 в. // Архитектурное наследство, выпуск 34. Сборник статей. М., 1989 г. С. 238-245.

9. Баталов А.Л. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева монастыря. // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Сборник докладов. Владимир, 2003 г. С. 40-50.

10. Сибиряков Н.В. Памятники архитектуры Успенского монастыря в городе Александрове и производившиеся по ним исследовательские работы и ремонтно-реставрационные работы. // Стенограмма Всероссийского совещания специальных научно-реставрационных мастерских и органов охраны памятников архитектуры. Владимир, 1958 г. С. 141-171.

11. Фролов М.В. Отчеты об археологических исследованиях 2003 г. на территории музея-заповедника «Александровская Слобода». Рукопись. М., 2003 г. С. 1-27.

12. Подъяпольский С.С. Указ. соч., с. 161.

 

 

Опубликовано в кн.: «Зубовские чтения», вып. 3. Струнино, 2005 г., с. 5-11.

 

 

Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.

Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ «О В.В. КАВЕЛЬМАХЕРЕ»