НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»
В.В. Кавельмахер
Большие благовестники Москвы XVI–первой половины XVII в.
Источник: Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI–первой половины XVII в. В кн.: Колокола: История и современность. М., 1993. С. 75–118. Все права сохранены.
Сканирование материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.bellstream.ru. Все права сохранены.
Иллюстрации оригинала в электронной версии отсутствуют.
Изучение кремлевских Ивановских колоколен началось более 200 лет тому назад. Заключалось оно на первых порах в собирании документов и в попытке их систематизации, с очень робкой оглядкой на натуру. Из-за многочисленных и неизбежных для своего времени ошибок, слабого знания старыми учеными реальных путей развития отечественной архитектуры, неточных прочтений и компилирования история кремлевских колоколен получилась маловразумительной и противоречивой. Смертельный удар памятнику нанес варварский поступок Наполеона, взорвавшего три части грандиозной четырехчастной постройки, – это произошло накануне первых успехов историко-архитектурных опытов в России. В результате наиболее сложные элементы памятника никому никогда вообще не довелось изучать в натуре. Лишенные фактической опоры, историки архитектуры долго не могли решить, какие части Ивановских колоколен построены раньше, а какие – позже. До 20-х годов нашего века продолжали (и сейчас продолжают) неверно датировать столп Ивана Великого – по поздней годуновской надписи; слишком долго, вопреки очевидности, оставалась у нас незамеченной перестройка в конце XVII в. верхов церкви Рождества Христова, превратившейся в конце царствования Федора Алексеевича во всем известную кремлевскую звонницу. Велика в этих упущениях вина и нашего поколения. Первое серьезное натурное исследование сохранившегося от наполеоновского взрыва Ивановского столпа было предпринято менее 20 лет тому назад, но оно так и не было доведено до конца. Памятник и сегодня остается terra incognita для специалистов.
Не последнюю роль в неудачах изучения сыграло, как это ни странно, обилие относящихся к Ивановским колокольням источников, прямых или косвенных, весьма разноречивых, не всегда равноценных и трудно сопоставимых.
Очень неравнозначной и спорной остается столь же обильная иконография памятника. Изображения Ивановских колоколен на планах Москвы XVII в. своим несходством, а в отдельных случаях и фантастичностью своих очертаний просто исключают друг друга. Столь же ненадежными в качестве источника традиционно считаются и миниатюры Лицевого летописного свода середины XVI в. Неабсолютны и трудны в прочтении даже подлинные чертежи и планы Ивановских колоколен, выполненные до наполеоновского взрыва. Мало что могут сказать исследователю церковные лубки и иконы с изображением Кремля и соборов конца XVII–XVIII в., и живописные и гравированные изображения Соборной площади и ее памятников, выполненные на пленэре.
Мы видим свою задачу в том, чтобы придать этому историко-архитектурному материалу связность, найти какие-то принципы его организации, опираясь прежде всего на историю больших колоколов Успенского собора.
Урочище,
на котором возник ансамбль кремлевских колоколен, называлось в древней Москве
Горами. Здесь было кладбище, при нем деревянные церкви, при церквах
колокола [1]. Однако историю Успенского собрания правильнее начинать с
Новый храм был посвящен тезоименитому ангелу великого князя Ивана Даниловича Калиты – преподобному Ивану Списателю Лествицы. Церковь строилась как поминальная, совмещенная с колоколами.
Одновременно
с церковью Ивана Лествичника в том же
Предваряя дальнейшее, выскажем предположение, что первая церковь Ивана Лествичника была, вероятнее всего, не крестово-купольной, как это принято считать, а бесстолпной, крестообразной в плане. Такова, во всяком случае, наиболее устойчивая традиция в строительстве поминальных церквей христианского Востока, Балкан и Закавказья. Крест в плане, круг, октагон и близкие им многогранные или многоконховые фигуры знаменовали одновременно жертвенную чашу и купель, Смерть и Воскресенье, им следовали в строительстве баптистериев (крещален) и всех специфически поминальных сооружений, не требующих большого присутствия народа. Это было место общения с мертвыми, место печали и вечного помина, преддверие Рая на земле. Зданиям этого рода придавалась «совершенная» центричная форма, повышенная высота, в фактуре стен преобладали роскошь и богатство отделки. В архитектурном решении поминальных церквей нередко присутствует идея кругового обхода. О форме их мы имеем возможность судить по дошедшим до нашего времени богослужебным сосудам патриаршей ризницы, т.н. Иерусалимам (правильнее «Сионам»), мощевикам и кадилам. Поскольку фундаменты первой церкви Ивана Лествичника никогда не исследовались (ученые даже не имеют единого мнения относительно точного места их расположения), единственным косвенным аргументом в пользу этого пока что предположения остается форма сменившего ее в 1505–1508 гг. столпа-октагона Ивана Великого с многолепестковой церковью-капеллой внутри [3].
Первыми колоколами церкви Ивана Лествичника были, по всей видимости, колокола старых московских церквей из числа тех, что стояли на Горах до начала строительства, однако сам факт постройки такого уникального сооружения, как церковь «под колоколы», означает, что великий князь предполагал начать отливку колоколов специально для нее. Последующие события это подтверждают.
Новый
кремлевский ансамбль был завершен так же стремительно, как и начат, в 1344–1345
гг. [4],
а в
Обычно
историки сетуют на столь позднее завершение начатого двадцатью годами раньше
строительства и пытаются понять, что могло быть тому причиной. В
действительности же реконструкция кремлевского ансамбля началась и завершилась
в срок, соответствующий имеющимся ресурсам: до
Такие крупные партии колоколов выливались лишь в ранний период нашей истории. Со временем колокольное производство становится все более сложным, требующим больших затрат, сил и риска, вследствие чего известия о массовом литье со страниц летописи полностью исчезают.
О
том, что отливка пяти колоколов на Москве – событие из ряда вон выходящее,
свидетельствует тот почти парадоксальный факт, что пятью годами ранее, в
Три больших благовестных колокола Бориса Римлянина означают, что были вылиты праздничный, воскресный и повседневный благовестные колокола. В Москве XIV в. был, таким образом, полный благовест. Два меньших колокола служили, судя по всему, для «звона», для одновременного в них ударения. Если в звоне в то время употреблялись зазвонные колокола, то все собрание, как это было принято на Руси в позднее время, звучало в трех уровнях, а тяжелые колокола – ещё в трёх.
Три благовестных колокола образовали структуру «ивановского» звона на века. В обновленном и преобразованном виде она была жива еще спустя три столетия. Однако само физическое бытие первых колоколов Ивана Лествичника в полной мере испытало на себе действие безжалостного времени. Хрупкость колокола общеизвестна: прослужив не одну сотню лет, он может погибнуть от одного неловкого удара или в мгновение ока сделаться жертвою огня. Однако главным врагом всякого сложившегося колокольного ансамбля во все времена оставалась сама тенденция к расширению его звучания посредством пополнения тяжелыми колоколами. В ее основе лежал неумолимый колокололитейный прогресс, делавший возможным каждые 30–50 лет выливать колокол на октаву ниже основного праздничного благовестника. Успенское собрание не составляет в этом смысле исключения.
Не менее грозную роль в разрушении сложившихся колокольных собраний играли причины мировоззренческого характера, те верования и обычаи, которые связывались у людей средневековья с колоколами. Колокол – величайшее поминальное орудие христианской древности, сливающее свой голос с помином, совершающимся в церкви, имеющее благодаря масштабу и красоте звучания перед ним целый ряд преимуществ. Колокол благовестил за тех, чьи имена были на нем вылиты. Поэтому каждый государь считал важнейшей целью создать свой именной благовестник и притом по возможности раньше. Пока государь был жив, такой колокол благовестил «о здравии» его самого и его семьи, а после смерти – в память о нем и его роде, по его душе «за упокой». Естественно, что колокол со столь «личной» функцией должен был звучать ниже всех колоколов собрания и употребляться только в большие церковные праздники и по особо торжественным дням, т.е. быть непременно «праздничным». Однако, поскольку в роли праздничного до него выступал большой колокол предыдущего государя, появление еще одного колокола с подобной функцией означало для последнего отставку от праздников с последующей передачей менее важным службам. Стремясь любой ценой купить своей душе спасение, московские государи не знали здесь ни скромности, ни сыновней почтительности. В результате праздничные благовестники в Москве в определенный период сменяют друг друга все чаще. Один и тот же колокол сначала появлялся на Соборной площади в качестве праздничного, через какой-то промежуток времени вытесненный очередным именным благовестником, он становился «воскресным», еще через какое-то время – «будничным», и так вплоть до «великопостного» или даже «часового». Через эти службы в разные годы прошли все большие колокола Успенского собора, оставив нам как следствие невероятную путаницу в названиях.
Эти две тенденции, превратившись в единый постоянно действующий фактор, начисто стерли память о трёх благовестниках Ивана Калиты. Мы даже не знаем, когда это приблизительно могло произойти. Логика подсказывает: тогда, когда, согласно летописям, был вылит очередной праздничный колокол, а праздничный колокол Симеона Гордого «с братьею» был смещен. Однако при обращении к летописи нас ждет разочарование.
В
том, как московское летописание отразило историю собирания кремлевских
колоколов в ранний период существования Ивановских звонниц, есть своя
странность. Любое колокольное собрание средневековья составлялось двумя путями:
колокола или отливались на месте, или привозились из других городов в качестве
военных трофеев, или же – к Успенскому собранию это не относится –
поступали в качестве вкладов от частных лиц. Покупать большие колокола в
условиях натурального хозяйства не представлялось возможным: рынок
отсутствовал, проще было пригласить мастера и наладить производство на месте. К
нашему великому удивлению, несмотря на наличие в средневековой Москве
первоклассного литейного производства (вспомним, например, о литье в
Предполагать, что в Москве в течение ста пятидесяти лет вообще не отливались колокола (в том числе даже большие), почти немыслимо: в массе своей колокола так долго не живут. Поэтому мы вправе предполагать наличие в Москве, прежде всего, восстановительного литейного процесса.
Этот восстановительный процесс хранит в себе тайну почти всех колоколов Ивановских звонниц. Заключался он в никогда не прекращающихся переливках. Нечаянная гибель колокола расстраивала звон и портила службу. Единство звучащего ансамбля требовало его немедленного восстановления, причем скорее всего в прежних кондициях. Переливка колокола стоила не меньших трудов, чем его первая отливка, однако ктитору храма уже не приходилось тратиться на медь (за исключением добавок на угар), вследствие чего его реальный вклад в колокол был много меньше вклада того лица, которое этот колокол заказывало впервые. С течением времени непрерывно растущая тяжесть колоколов превратила этот относительно скромный и, безусловно, вторичный акт в предприятие большой государственной важности, в связи с чем у нового ктитора появилось право рассматривать такую переливку в числе своих важных деяний и в надписи на колоколе закреплять этот колокол уже исключительно за собой. Однако такого рода искушения возникли далеко не сразу, а в условиях достаточно позднего (XVI в.) расцвета колокололитейного дела. В ранний период московской истории, пока колокола были относительно невелики, переливкам не придавалось особого значения. Нечто подобное, по всей видимости, происходило в Москве. Поэтому мы считаем, что причиной неупоминания летописями московского литья является то, что в Москве во второй половине XIV–XV в. именные благовестные колокола не отливались, а если и отливались, то не в качестве пожертвований государя, а для восстановления звона, взамен утраченных, из той же меди. И хотя эти колокола, вполне вероятно, снабжались надписями, летописцы имели право не замечать их вторичного появления на звонницах.
На
рубеже XV–XVI вв. Ивановские колокольни вступают в новый период своего
существования. Здесь картина совершенно меняется. Государи начинают как бы
соревноваться друг с другом, чей колокол будет тяжелее, чья молитва будет
услышана первой. Летопись сообщает об отливке все новых и новых колоколов и,
что особенно примечательно, начинает фиксировать вес колоколов – такого
прежде не случалось. Если собрать воедино все летописные и приказные
свидетельства о кремлевских колоколах в этот период, то получается, что на
протяжении XVI–XVII вв. для нужд Успенского собора было вылито восемь одних
только больших благовестников. Это вдвое больше нормы. Такого количества
ведущих колоколов церковная служба явно не требует. Достаточно сказать, что
один из этих колоколов – отлитый в
Единственным правильным ответом на этот вопрос будет предположение, что большие благовестные колокола Ивановских звонниц дошли до нас в незафиксированных переливках. Один и тот же колокол, прежде чем окончательно занять свое место на звонницах, быть занесенным в новейшие учетные списки и реестры и стать нам известным сегодня, не единожды переливался и мог появиться в источниках не один раз, а как минимум дважды, причем без какого-либо уточнения этого обстоятельства. Сопоставляя вновь и вновь все известные нам факты, мы пришли к убеждению, что для очень больших колоколов Ивановских звонниц на протяжении изучаемого периода действует своего рода весовая константа, что колокол определенной высоты звука, – а значит, и определенного веса – даже после неоднократных переливок сохранял свой приблизительный вес и по нему может быть идентифицирован даже сегодня.
Таким образом, мы оказываемся в состоянии проследить судьбу четырех из шести великих московских благовестников, относительно происхождения которых сегодня нет полной ясности. Это, по данным московских путеводителей и по другим источникам конца XIX – начала XX в., «Лебедь» (1775), «Повседневный» (1782), «Реут» (1622) и «Успенский» (1818) [9].
Первым
большим вкладным великокняжеским колоколом, отлитым на Москве после
В
Известие
Создание
Иваном III своего большого именного колокола – не изолированное
явление. Оно – звено в цепи грандиозных строительных мероприятий в
Московском Кремле, завершившихся в
При
сооружении новой церкви «под колоколы» вновь отлитый благовестник служил ей
модулем. В его размерах – приговор старой церкви Ивана Лествичника,
которая уже не могла быть рассчитана на колокола подобного размера, тогда как
пролет унифицированного звона нижнего яруса Ивановского столпа рассчитан на
вполне определенный колокол – на праздничный московский благовестник,
бывший в ходу в год постройки. Сегодня, заново прочитывая историю московских
благовестников, мы приходим к выводу, что колокол подобных габаритов, был в те
дни только один. Прочие колокола, собранные к тому времени на старой церкви
Ивана Лествичника и вокруг нее, не могли превышать 100 пудов весом и
имели, таким образом, не более полутора метров в поперечнике. Это открытие заставляет
нас пересмотреть наши представления относительно истинной символики самого
замечательного в нашей истории столпообразного сооружения. По-видимому, Иван
Великий не просто гибко и остроумно спланированная церковь–звонница для
размещения огромного по тем временам собрания тяжелых, средних и малых
колоколов кафедрального Успенского собора, как это казалось уже наблюдателям
конца XVI–XVII в. и как это казалось совсем недавно нам [11],
а нечто иное. Следует попытаться раздвинуть круг идей, сформировавших это
здание. За исключением почетного западного звона над входом в подколоколенную
церковь, где стоял благовестник Ивана III (как нам удалось установить недавно,
при новом обследовании памятника [12],
в нем было около
Будучи
упомянутым в источниках один-единственный раз, колокол Ивана III навсегда
исчезает со страниц летописи и больше никогда не упоминается. Мы знаем только,
что когда в
Из расколовшегося колокола, чему есть достаточно свидетельств, никогда не выливали колокола или колоколов меньшего размера, но лишь другой большой колокол. В этом смысл вводимой нами для больших колоколов «весовой константы». Из этих рассуждений следует, что исчезнувший благовестник Ивана III в перелитом виде должен и сегодня находиться на колокольне.
Памятуя
о «весовой константе», будем искать его прежде всего по весу. В настоящее время
на Ивановских колокольнях сходный вес имеют только три колокола. Все три
находятся в обращенных на Соборную площадь западных звонах валового
яруса – в западном, северо-западном и юго-западном. Остальные колокола
Ивана Великого имеют (и всегда имели) значительно меньший вес – от
300 пудов и ниже. Эти колокола – «Медведь», «Лебедь» и «Пименовский»,
или «Новгородский». Все три дошли до нашего времени в переливках. «Медведь» и
«Лебедь» перелиты в
Прежде
всего, проверим данные летописей. С 1503 по
Нам
остается в этом убедиться. Предварительно уточним имя и прозвище мастера,
слившего этот и следующий колокол. «Николаем Фрязиным, Людовиковым товарищем»
его называет только один летописный свод. Во всех остальных он именуется иначе:
«... а лил его (колокол) Николай Немчин», «... а лил колокол Николай Немчин,
еже зделал три стрельницы» [17]
и т.д. Итак, мы знаем год отливки интересующего нас колокола, его
приблизительный вес, а также имя и прозвище мастера, в одном случае –
Николая Фрязина, во всех остальных – Николая Немчина. Сведения о колоколе
в западном звоне Ивановского столпа (как и обо всех вообще колоколах Ивановских
колоколен) мы черпаем из хранящейся в РГАДА «Ведомости из канцелярии Главной
артиллерии и фортификации от 20 апреля
«ЛЕТА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТОГО ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОВЕРНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГДРЯ ВСЕЯ РУСИИ ВЕЛИКОГО КНЗЯ И ПРИ ЕГО СНЕ КНЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ СОЛЬЯН БЫСТЬ СЕЙ КОЛОКОЛ ВО ПРЕИМЕНИТОМ И СЛАВНОМ ГРАДЕ МОСКВЕ», на оном колоколе латинскими литеры написано: «NIKLWAS OBRAKER 1532» , «А делал Николай» [20]. |
Из
приведенного текста видно, что дата русской части надписи была описана в
Что
же касается несовпадения между весом колокола по летописи и его же весом по
описи, то мы должны помнить, что вес этот, за исключением тех случаев, когда
колокол разбит и взвешен, всегда и везде остается приблизительным, и никаких
бесспорных выводов на основании подобных данных делать нельзя [23].
Не все хронисты разбирались в тонкостях литейного дела, 500 пудов может означать
и «смеченный» (т.е. приблизительный, определенный на глазок) вес колокола, а
может – и вес металла, положенного в печь с учетом потерь и угара. Поэтому
мы останавливаемся на предположении, что речь в ранее цитированном летописном
известии
С фактами подобного рода нам предстоит встретиться еще не раз. Такова в общих чертах история первого из великих московских колоколов.
Переходим к благовестнику Василия III. Будучи вдвое тяжелее «Лебедя», он был лишь на аршин шире его в поперечнике. Однако этого оказалось достаточно, чтобы своим явлением он окончательно перечеркнул все архитектурные и инженерные расчеты строителей Ивана Великого. Не успела Соборная площадь собрать все свои колокола под одну крышу, как колокололитейный прогресс вновь (и уже навсегда) их разобщает. Отныне в центре площади появляется вторая колокольница, а через сто лет и третья. «... А поставлен на деревяной колокольнице четыредесят второго лета декабря 19», – говорит о колоколе Василия III один из летописцев [24]. «Тяжести ради», – прибавляет другой [25].
Поставленный
между Грановитой палатой и Иваном Великим новый великий колокол, подобно всем
прежде бывшим большим колоколам, стал называться «Большим благовестником». Под
этим именем летопись упоминает его еще один раз: в
Падение
с колокольницы Большого благовестника произошло вскоре после венчания Ивана
Грозного на царство. Проходит немногим более двух лет, и юный государь льет
свой собственный благовестный колокол, вдвое перетягивающий вес колокола своего
отца, в 2200 пудов! Пискаревский летописец, созданный в первой трети XVII
в. и вобравший в себя многие сложного состава источники, сообщает нам церковное
прозвище этого колокола. Оно то же, что у перелитого колокола Ивана III –
«Лебедь». Чем вызвано это совпадение прозвищ и можно ли этому сообщению верить,
мы пока не знаем [27],
но предполагаем, что у нового колокола было иное прозвище (не обязательно,
конечно, единственное), о чем речь впереди. Не будет преувеличением сказать,
что этот великий московский благовестник (и при этом величайший колокол
Европы!) забыт нашей наукой. Причина невнимания к нему исследователей в
какой-то мере объяснима. Дело в том, что место новому колоколу было отведено за
алтарями Архангельского собора «на деревянной колокольнице». Эта внешняя
«периферийность» связанного с новым колоколом сюжета привела к неадекватному
прочтению источника. Очевидно, у исследователей создалось впечатление
второстепенности события. В действительности, звучавший ниже всех колоколов
Ивановских колоколен новый колокол, где бы он ни был поставлен, должен был
одним своим явлением привести в движение весь чиновой состав ивановских звонов.
Сам он, вне сомнения, сделался «Праздничным», благовестник Василия III – «Воскресным»,
а колокол Ивана III в переливке
Во
всех летописных сводах известие о колоколе молодого царя помещено сразу после
известия о золочении большой главы Успенского собора:
«В лето 7059. Месяца Септемврия повелением благовернаго и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца с многим желанием и с великою верою позлащен бысть верх больший у соборной церкви пречистыя Владычицы нашеа и славного ее Успения царствующего града Москвы в осмоенадесят лето государства его, а в четвертое лето царства его. Тоя же осени, Октомврия 26, повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси слит больший колокол благовестник и поставлен у Архангеля за олтарем на дровяной колокольници Генваря 6» [28]. |
Слова
«с многим деланием и с великою верою», а также торжественное «в осмоенадесят
лето государства его, а в четвертое лето царства его» удостоверяют, что перед
нами – целиком перенесенная на страницы летописи ктиторская надпись
(вероятно, с подзора главы Успенского собора), а следом за нею – начальная
строка другой подобной надписи, списанная со вновь отлитого колокола,
адаптированная летописцем и снабженная дополнительно сведениями о колокольнице
и месте ее сооружения. Надпись на колоколе могла быть даже длиннее надписи на
подзоре и содержать заключительную часть, сообщавшую, с какой целью вылит колокол,
в чью память, в чаянии каких благ, и почти наверняка – имя мастера,
великого «литца» царя Ивана Кашпира Ганусова или его предшественника (кого
именно, нам неизвестно, поскольку колокол не сохранился). Нетрудно заметить,
что оба события – золочение большой главы Успенского собора и отлитие к
нему нового благовестника – определенным образом связаны между собой. И не
только между собой. Это отдельные эпизоды из числа мер, принятых в столице в
50–60-е годы, среди которых реконструкция Соборной площади и всех пяти стоящих
на ней церквей, ремонт Успенского собора, перестройка Благовещенского
(превратившегося из 3-главого в 9-главый), реконструкция Архангельского и,
возможно, роспись его (превращенные его в царскую усыпальницу), реконструкция и
переосвящение церкви Воскресения Христова, новое освящение Ивана Великого,
постройка обетных церквей на Рву за стенами Кремля в память Казанской победы,
постройка особой каменной церкви в честь тезоименитого ангела царя в приселке
дворцового села Коломенского Дьякове для празднования царских именин и т.д. Зa
всем этим – центральное событие официальной русской истории, принятие великим
князем в
В
свете этой гипотезы получает объяснение и странное на первый взгляд решение
царя поставить новый Успенский колокол за алтарями Архангельского собора. Оба
факта – и отливка царского, бдаговестника, и тогда же, по-видимому,
совершившееся устройство, по византийскому («греческому») обычаю будущей
царской усыпальницы – восходят к одному и тому же событию – венчанию
Ивана Грозного на царство. И хотя «Московский летописец» при описании
коронационных торжеств в связи с восшествием на престол Федора Ивановича
специально подчеркивает, что византийский чин венчания в одном важном пункте (в
части публичного выбора императором цвета «мрамора» своей будущей гробницы) был
русскими изменен [29], у нас есть причины не принимать эти слова буквально. Дело
в том, что речь в «Московском летописце» идет, судя по всему, конкретно о чине
венчания, а не об обычае в широком смысле слова. Пренебречь самим исполненным
глубокой символики обычаем загодя готовить царю его будущую усыпальницу –
русские церковь и двор, перенимая византийский образец, судя по всему, не сочли
возможным. Царская усыпальница была устроена (как полагают исследователи, между
1547 и
Устрашающие
размеры и надпись с дразнящим воображение царским титулом – все это давало
московскому народу право присвоить новому колоколу небывалое на Руси
прозвище – «Царь». Поэтому мы вправе высказать предположение, что первым «Царь–колоколом»
нашей истории (относительно чего и сейчас сохраняется неясность) стал колокол
первого русского царя (что, по крайней мере, логично), после же прозвище это
перешло к его преемникам. Вопрос этот относится к числу сложных, поскольку
прозвище «Царь–колокол» впервые встречается только в поздних источниках
середины XVII в. уже после того, как масса металла, бывшая «благовестником
Летописное
сообщение
Описывая
последствия пожара после ухода крымцев, Штаден сообщает: «Колокола, висевшие на колокольне посреди Кремля,
упали на землю и. некоторые разбились. Большой колокол упал и треснул»
[31].
Таким образом, между 1564 и
Дальнейшую
историю царского колокола мы реконструируем преположительно, опираясь
исключительно на усвоенное нашей наукой представление о цветущем состоянии
литейного дела в Москве XVI в. [32].
После
«Внутри Кремля–города дворец царский, насупротив «великой церкви»; в ней (sic – !) утвержден высокий огромный колокол, перетягивающий всякий вес: тридцать юношей нужно, чтобы раскачать его веревками, скрученными из сердцевины конопли» [33]. |
Обе цитаты – из Штадена и из Павла Алеппского – говорят об одном, а не о двух колоколах, как должно было бы быть, если бы колокол Василия III все еще находился на площади. Цитата из Павла Алеппского ценна еще и тем, что из нее следует, что самый большой колокол Москвы был очепным, т.е. качался.
Этими свидетельствами сведения о царском колоколе за первые 50 лет его существования исчерпываются. Лучшим и красноречивейшим источником, сообщающим о великом колоколе на Соборной площади и одновременно изображающим его на деревянной брусяной колокольнице под шатровой кровлей, остается Петров чертеж и примыкающий к нему план Кремленаград с экспликацией [34]. Однако, увы, эта группа картографических материалов, датируемая 1597–1599 гг. (Петров чертеж) и 1600-ми годами (Кремленаград) уже безраздельно связана с именем Бориса Годунова. Отсюда берет начало новая строительная эпоха в истории Москвы, давшая миру свой великий колокол, и сегодня не так-то просто решить, какой из двух колоколов представлен на планах.
Оба
плана изображают Москву на исходе пережитого ею при Годунове расцвета
строительства: уже надстроен на 12 сажен Иван Великий, выстроено каменное
Лобное место, облицован Ров – стеной с зубцами, построен каменный
Воскресенский мост через Неглинную и мельницы под ним, составлены и нанесены на
план проектные чертежи к перестройке внутреннего двора Большого Кремлевского
дворца и т.д. Согласно Пискаревскому летописцу, все эти работы выполнялись в
первые годы нового XVII в. Отсюда следует, что на плане Кремленаград изображен
колокол царя Бориса, отлитый как сообщала надпись на нем, 1 сентября
Годуновский
колокол, он же Старый Успенский (после отливки «Царь–колокола» Алексея
Михайловича), он же Воскресный (Указ патриарха Иоакима
КОЛОКОЛ ВОСКРЕСНЫЙ
БОЛШОЙ ВЕСУ В НЕМ 2450 ПУД ВЫЛИТ ВО |
О
том, что вес колокола в добавочной надписи был «смечен» (или извлечен из дел
Пушкарского приказа – допустим и такой вариант) более или менее правильно,
косвенно свидетельствуют два обстоятельства: во-первых, в
Таким
образом, данные описи
«БОЖИЕ МИЛОСТИЮ И ПРЕЧИСТЫЕ ЕГО БОГОМАТЕРЕ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ БОРИС ФЕДОРОВИЧ ВСЕЯ РУССИИ САМОДЕРЖЕЦЪ И ЕГО ЦАРИЦА И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРЬЯ И ИХ ЦАРСКИЕ ДЕТИ БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЕВИЧЪ КНЯЗЬ ФЕДОР БОРИСОВИЧ И БЛАГОВЕРНАЯ ЦАРЕВНА И ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА КСЕНИЯ БОРИСОВНА ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ИОВЕ ПАТРИАРХЕ МОСКОВСКОМ И ВСЕЯ РУССИИ СЕЙ КОЛОКОЛ ВЕЛЕЛИ СЛИТИ В ПРЕИМЕНИТОМ ЦАРСТВУЮЩЕМ ГРАДЕ МОСКВЕ В ДОМ ПРЕСВЯТЫЕ БОГОРОДИЦЫ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ УСПЕНИЯ К СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ЛЕТА 7109 ГОДУ СЕНТЯБРЯ ВЪ 1 ДЕНЬ В ТРЕТЬЕ ЛЕТО ГОСУДАРСТВА ИХ» [39]. |
Как видим, и эта колоколозданная надпись ни слова не говорит о предыстории первого колокол а страны. Годунов утаил эти невыгодные для себя подробности, присвоив себе честь создателя нового чуда света воспользовавшись чужой медью. Тогда же и точно так же утаен им был факт надстройки Ивана Великого, что ввело в заблуждение не одно поколение ученых. Аналогичным образом вводит нас в заблуждение годуновская храмозданная надпись в интерьере Смоленского собора Новодевичьего монастыря, из осторожно и хитроумно составленных выражений которой можно сделать вывод, что собор построен при Борисе Годунове, тогда как в действительности он был построен, по крайней мере, в конце 60-х – начале 70-х годов XVI в., что было прекрасно известно современникам.
Подражательный
характер деятельности Годунова очевиден. Царь Борис, создавая свой колокол, шел
по стопам царя Ивана. Вступив на престол, Грозный, как мы помним, покрыл
позолотой самый высокий купол тогдашней Москвы (большую главу Успенского
собора) и обвел его надписью. Затем он вылил в память о себе свой великий
колокол. Став царем, Годунов возвел еще более высокий купол, надстроив для
этого Ивана Великого и придав его главе церковную луковично-шлемовидную форму,
позолотил его с крестом и пустил под ним «позолоченными литерами» свою
фальшивую храмозданную, которую из-за огромной высоты столпа пришлось обратить
в трехстрочную и увеличить до небывалых размеров, – а следом перелил
царский колокол на свое имя:
«Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати. Того же году слит колокол большой, таков колокол весом не бывал, и поставлен на колокольнице древяной тягости ради» [40]. |
Известие
это напоминает аналогичный эпизод эпохи венчания на царство Ивана Грозного. С тою
разницей, что при золочении «лба» Успенского собора надпись шла, в чем мы
убеждены, по подзору и потому не сохранилась, годуновская же храмозданная
надпись была пущена золотыми медными листами по камню (наподобие изращатой),
строчными поясами – и уцелела:
«... и верх и лоб и крест украсиша златом и подпись ниже лба златом учиниша для ведома впред идущим родом» [41]. |
После падения Годунова надпись под главой Ивана Великого была, как известно, заштукатурена, но не уничтожена. Колокол же, переживший погром и интервенцию, упавший с колокольни, был бережно поднят, очищен и вновь с великим почетом «устроен к благовесту». От возможных надругательств и порчи его защищала, надо думать, его принадлежность Успенскому собору, а также, весьма вероятно, то, что современники, в том числе и сам первосвященник Филарет Никитич знали тайну его происхождения. Как показывают дальнейшие события, невзирая на «криминальную» надпись Романовы считали его своим «родительским» колоколом и при первой возможности возвели для него достойную каменную колокольницу (Филаретову пристройку).
Конец
Годуновского колокола известен. В
Поскольку
в тот же пожар
Вернемся
к судьбе колокола Василия III. После Великого пожара
С
возвращением из плена Филарета Никитича, с конца 10-х годов XVII в.,
Романовы приступили к обновлению и украшению Ивановских колоколен. Их главным
литейщиком был все тот же Андрей Чохов – слуга пяти государей. Однако
превзойти себя и слить больший колокол, чем Годуновский, ему так и не довелось.
Годуновский колокол был целехонек, а государственная казна истощена. В
1615–1616 гг. колокол был вновь водружен на новую деревянную звонницу. При
Филарете для него начали строить каменную колокольницу рядом с церковью
Рождества Христова. Автором этой готической кампанилы был Джон Талер, хотя
некоторые историки пытаются приписать Филаретову пристройку каменных дел
подмастерью Баженку Огурцову. Ее архитектура лишена того взлета, которым
проникнут шедевр другого тогда же работавшего иностранного мастера, Христофора
Галовея, – часобитня Спасской башни. Как и предшествующая ей деревянная
звонница, новая колокольня была пятишатровой. Ее главный шатер был обит
черепицей. Сооружая для Царя–колокола достойное его каменное вместилище,
Романовы шли по стопам Годунова: под карнизом здания, вокруг пятишатровой
кровли, на медных досках была наведена золотом ктиторская надпись. Надпись рано
начала разрушаться. Ко второй половине XVIII в. от нее сохранялось только
начало:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТЬЮ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОЧЕСТИВАГО И ХРИСТОЛЮБИВАГО БОГОМ ВЕНЧАННОГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА ВСЕЯ РУССИИ САМОДЕРЖЦА ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ И ПО СОВЕТУ ПО ПЛОТСКОМУ РОЖДЕНИЮ ОТЦА ЕГО ГОСУДАРЕВА А ПО ДУХОВНОМУ ЧИНУ ОТЦА И БОГОМОЛЬЦА ВЕЛИКОГО ГОСПОДИНА СВЯТЕЙШАГО ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА НИКИТИЧА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ... » |
Погибшая
в войну
История
кремлевских соборов свидетельствует, что забота о первой церкви государства
всегда сопровождалась заботой о ее колоколах и колокольнях – и наоборот.
После постройки каменной колокольницы для Успенского колокола был предпринят
крупнейший в истории ремонт кафедрального Успенского собора: в
Первым
большим колоколом новой династии стал «Реут». «Реут» – третий по величине
и значению колокол Ивановских колоколен и единственный великий московский
благовестник, доживший до наших дней. Несмотря на его столь счастливую судьбу и
абсолютную сохранность, между исследователями до сих пор нет согласия
относительно его истинного веса. Еще менее известна им тайна его происхождения.
Между тем такая тайна существует. Трудно, например, поверить, что в условиях
разрухи и опустошения, вызванного польско-литовской интервенцией, казна могла
собрать нужное количество меди для отливки второго по величине колокола
государства. Ведь отливку своего праздничного благовестника Романовым в тех же
условиях пришлось отложить на целых сорок лет! Непонятно и другое. Ведь начиная
с
Источником
этих сведений являлась книга протопресвитера Успенского собора
А.Г. Левшина, в которой автор сообщил, что вес этот был им «смечен» [44].
Опись
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ САМОДЕРЖЦА И ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ ПО ПЛОЦКОМУ РОЖДЕНИЮ ОТЦА ЕГО ГОСУДАРЕВА И ПО ДУХОВНОМУ ЧИНУ ОТЦА И БОГОМОЛЬЦА ВЕЛИКАГО ГДНА СВЕТЕЙШАГО ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА НИКИТИЧА МОСКОВСКОВА И ВСЕЯ РУСИИ СЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ К СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕЧИСТЫЯ БЦЕ И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦА ПЕТРА И ИОНЫ ЛЕТА 7130 ДЕЛАЛ КОЛОКОЛ ПУШЕЧНОЙ ЛИТЕЦЪ АНДРЕЙ ЧЕХОВ. Весу не написано» [46]. |
Таким образом, оба веса – 2000 и 1200 пудов – смечены, однако последний представляется нам более реальным, поскольку на него указывает колокололитейная таблица Оловянишникова: колокол, имеющий в поперечнике 2,87 м (поперечник «Реута»), должен весить около 800 пудов, однако, поскольку «Реут» вылит с заметно толстыми стенками, его реальный вес должен на четверть или на треть превышать расчетный, что и дает нам в итоге около 1000–1200 пудов, но никак не 2000 [47]. Протопресвитер Левшин явно этот вес завысил. Кроме того, определяя вес «Реута», мы не должны забывать, что в интересах всего звукового ансамбля он должен звучать значительно выше «Большого». Если же согласиться с тем, что вес «Реута» 2000 пудов, а вес «Большого» 2450 пудов, то придется признать, что колокола звучали в близких октавах, что маловероятно. Итак, принимаем вес «Реута» в 1200 пудов (хотя цифра эта кажется нам также несколько завышенной). Вес этот константен весу колокола Василия III. Все формальные препятствия для отождествления двух колоколов, таким образом, можно считать снятыми. Недостает только исторического свидетельства.
К сожалению, такого прямого свидетельства у нас нет, если не считать внешне непритязательного, с чужих слов, рассказа Павла Алеппского, со свойственной ему добросовестностью осмотревшего «Реут» – колокол и расспросившего о нем. Впрочем, прежде, чем процитировать Павла Алеппского, мы вынуждены сделать пространное отступление и познакомить читателя с четвертым благовестником Ивановских колоколен, которого нет ни в знаменитом «Сказании действенных чинов» [48], ни в другом каком-либо раннем богослужебном уставе Успенского собора, но который неотделим от истории соборных колоколен. Об этом колоколе (вернее, об обстоятельствах его появления на свет) историки Московского Кремля забыли. Между тем связанная с его созданием документация сохранилась почти в полном объеме.
Вначале
отметим одну особенность, касающуюся чинового состава «ивановского» звона. Все
известные нам «чиновники» Успенского собора (кроме великопостных), в том числе
«Сказание», заключают в себе только так называемую месяцесловную, календарную
часть соборного устава, но ничего не говорят о службах в воскресные дни. В
самом деле, какой из перечисленных в чиновниках колоколов должен употребляться,
например, в воскресенья? Разумеется, средний из больших, в данном случае –
«Реут», который мы в нашем рассказе так и называли (не имея, кстати, на это
формального права) «воскресным». При ограниченном количестве больших колоколов
подобное совмещение различных функций одним колоколом в порядке вещей. Поэтому
в классический период существования «ивановского» звона особый благовестник для
воскресного богослужения никогда не выделялся, но при желании мог быть выделен.
У московского первосвященника – с
Пристраивая
в 1621–1622 гг. к церкви Рождества Христова новую колокольницу, Романовы
подготовили место еще для одного большого колокола – на северном плече
церкви. Шли годы. В
Итак,
благодаря столбцам Пушкарского приказа, собранным И.Х. Гамелем и другими,
нам удалось закрыть в истории кремлевских колоколов и колоколен серьезную
лакуну: в 1641–1642 гг. (всего вероятнее, осенью
Из
дел Пушкарского приказа явствует, что это был по-настоящему новый, вновь из
своего металла вылитый колокол Романовых. На него была отпущена «худая пермская
медь» и «блюдное» (т.е. перелитое из старых блюд) некачественное олово [53].
Лучшего «аглицкого» олова на этого первенца Романовых ни в казне, ни на складах
Пушкарского приказа на Цареборисовском дворе не хватило. Но самое, может быть
интересное, заключается в том, что создание нового «не запланировенного»
колокола Романовых совпало с крупнейшим ремонтом Успенского собора: в
Судьба
четвертого благовестника Ивановских колоколен поучительна и интересна.
Благодаря исключительному стечению обстоятельств (прежде всего, сохранности
части дел за
Проходит
два, максимум три года после отливки и возвращения нового колокола на своды, и
Ивановские колокольни осматривает и описывает Павел Алеппский. Вот что он
пишет:
«В ряд с церковью (имеются в виду верхи церкви Рождества Христова, возле которых на высоте третьего яруса находятся путешественники и среди них архидиакон Павел) справа и слева висят два огромных колокола, подобных громадному колоколу, который мы видели в Киеве в Св. Софии. Один из них с древних времен называется царицыным; в него звонят под воскресенья и праздники, и по звону всякий знает, что на другой день воскресенье или большой праздник. Второй колокол – патриарший, звуком ниже; в него ударяют ежедневно утром и вечером ...» [54]. |
Как
явствует из контекста, «Царицын» – это «Реут», «Патриарший» – это
возвращенный на своды «Воскресный» Емельяна Данилова. Свидетельство Павла
Алеппского содержит только одну несообразность, отметить которую мы обязаны, но
объяснить которую затрудняемся: Павел говорит, что второй колокол был «звуком
ниже», хотя, казалось бы, звуком ниже (поданным описи
Теперь
обратимся к колоколу, названному Павлом Алеппским «Патриаршим». По Павлу,
получается, что колокол, три года тому назад (в
Таким
образом, до 40-х годов XVII в. функции воскресного, предпраздничного (и
полиелейного) на колокольнях выполнял один колокол, тот, что на плане
Кремленаград стоит между церковью Рождества и Ивановским столпом, по
Павлу, – «царицын», после
«КОЛОКОЛ ПОВСЕДНЕВНЫЙ ВЕСУ В НЕМ "998" ПУД 30 ГРИВЕНОК, ЛИТ ВО 160-м ГОДУ» [57]. |
Вес
этот вызывает, конечно, недоумение: он константен весу колокола
Василия III
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО ГДРЯ ЦРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕЯ РУСИИ САМОДЕРЖЦА И ПРИ ЕГО ГДРНЕ ЦРЦЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРЬЕ ИЛЬИНИЧНЕ И ПРИ ЕГО ГДРЕВЫХ СЕСТРАХ ПРИ БЛАГОВЕРНОЙ ЦРВНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ АННЕ МИХАЙЛОВНЕ И ПРИ БЛАГОВЕРНОЙ ЦРВНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВНЕ И ПРИ ЕГО ГДРЕВУ ТШЕРИ ПРИ БЛАГОВЕРНОЙ ЦРВНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ ЕВДОКЕЕ АЛЕКСЕЕВНЕ И ПРИ ИХЪ БОГОМОЛЦАХ СВЯТЕЙШЕМ КИР ИОСИФЕ ПАТРИАРХЕ МОСКОВСКОМ И ВСЕА РУСИИ СЛИТЬ СЕЙ КОЛОКОЛЪ К СОБОРНОЙ ЦРКВИ ПРЕСВЯТЫЕ БОГОРОДИЦЫ ЧЕСТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ УСПЕНИЯ И ВЕЛИКИХ ЧУДОТВОРЦОВЪ ПЕТРА ИОНЫ «7160» В ОСМОЕ ЛЕТО ГДРСТВА ЕГО ЛИЛ МАСТЕР ЕМЕЛЬЯН ДАНИЛОВ. Весу не написано» [58]. |
В
громадной посвятительной надписи на колоколе нет ни слова о том, о чем
благодаря столбцам Пушкарского приказа мы знаем достоверно, – что он
переливался! Читающий памятную надпись остается в полной уверенности, что
колокол вылит впервые в
История
с переливкой колокола Ивана Фалька, документально подтвержденная, составляет в
некотором смысле центральный эпизод настоящего очерка. В ней ключ к тайне
исчезновения всех без исключения колоколов Ивана Великого. Если Романовы так
поступили с третьим по величине московским колоколом то о колоколах в сто пудов
и меньше (этих драгоценных воинских реликвиях легко забываемого прошлого)
говорить уже не приходится. Все они, оставаясь «в строю», т.е. на колокольне, в
течение XVII–XVIII вв., по мере того, как приходили в негодность, были
один за другим перелиты, причем процесс этот протекал со все возрастающей
безжалостностью. Если в начальный период их еще пытались восстанавливать в
прежних кондициях, т.е. поступали по отношению к ним более или менее
добросовестно, то с течением времени им стали произвольно прибавлять вес, а там
и просто привыкли смотреть на них как на запасы нужной Пушечному двору
колокольной бронзы. Избежать этой участи смогли только большие благовестные
колокола (и то, как видим, не все: колокол Фалька был произвольно увеличен в
весе, а повторная отливка Царя–колокола Алексея Михайловича много лет спустя, в
Рассказ
о повседневном колоколе Ивановских колоколен будет неполным, если мы не сделаем
попытки выяснить, как он именовался в чиновниках Успенского собора. Все
чиновники Успенского собора разделяются между собой в интересующем нас плане по
следующим признакам: в тех, что возникли при Филарете Никитиче или его
преемниках, в качестве будничного колокола фигурирует «Лебедь», в остальных,
относящихся ко второй половине XVII в., – «Вседневный». Есть и такие,
в которых уставные записи проходили правку: изначально вписанный в них «Лебедь»
вычеркивался и заменялся «Вседневным». Однако чиновники Успенского собора
замечательны не только реестрами расписанных на весь год и на пасхальные
праздники звонов, но и бесчисленными приписками на полях, сделанными ключарями
под диктовку патриархов. Приписки – все до одной – датированы и
содержат устные указы патриархов о замене в службах одних благовестных
колоколов другими. Все они имеют характер живых поденных записей. Из них мы
узнаем о появлении новых колоколов и об отставке старых. Особенно интересны
обмолвки. В
На
этом моменте имеет смысл специально остановиться. Читатель, возможно, уже
заметил, что на право называться «Лебедем» на Ивановских колокольнях ранее
претендовал еще один колокол: колокол царя Ивана
Нам
осталось проследить судьбу Повседневного колокола до конца. В течение 130 лет
она оставалась относительно благополучной. После реконструкции церкви Рождества
Христова при Федоре Алексеевиче колокол занял свое традиционное место в
каменной палатке между «Царь–колоколом» (заключенным в главу церкви Рождества
Христова) и Филаретовой пристройкой. В
С
возвращением колокола Емельяна Данилова на своды церкви Рождества Христова
«классический» период в жизни Ивановских колоколен приблизился к своему
завершению. Состав звона вновь был укомплектован тремя благовестниками вместо
четырех: «Лебедь»
Все
три благовестника и колокола основных ярусов Ивановского столпа были очепными.
Из дел Пушкарского приказа явствует, что очепные приспособления в те годы часто
выходили из строя, матицы ломались, колоды обмякали, колокола
«останавливались», и звонарям ничего другого не оставалось, как звонить в
языки. Очепной способ звона умирал на глазах москвичей. Однажды колокола
«простояли» так долго, что от властей последовал вопрос, «нельзя ли сделать
так, чтобы опять можно было очапами звонить?» [61].
Это было в
Завершим наш очерк пространной цитатой из уже упоминавшейся Космографии – она, как и рисунок Сторна, подводит черту под первым «романовским» периодом в истории соборных колоколен: «Близ соборныя великия церкви Успения Пресвятые Богородицы есть церковь преподобнаго Иоанна Списателя Лествицы, аки стол каменный зело высок. В Российском царстве нигде такой высокой церкви нет. Круг тое церкви в нижнем ярусе колокола многие и великия. Выше тех великих колоколов круг тоя же церкви в среднем ярусе колокола средние многие. Превыше тех колоколов в третьем ярусе зазвонные колокола. Промеж церкви Иоанна Лествичника и соборныя церкви Рождества Христова устроено место иде же стоит колокол зело велик именуем Ревут. Подле соборные церкви Рождества Христова колокольница каменная предивно устроена, на ней стоит колокол превеликий именуем Царь, еще колокол вылит не в давних летах, зело превелик, в те колокола как станут звонить, и от того звону земля дрожит» [63].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ПСРЛ. Т. XXV. С. 326;
Т. XXIV. С. 236; Экспликация к Мейербергову плану Москвы (в кн.:
Памятники архитектуры Москвы. М., 1982. С. 79).
[2] ПСРЛ. Т. IX. С. 201.
[3] После того, как эта статья была написана, нам довелось
познакомиться в архиве ГММК с фотографиями Соборной площади Кремля,
выполненными в
[4] ПСРЛ. Т. X. С. 217. Приселков М.Д. Троицкая
летопись. М.; Л., 1956. С. 367, 368.
[5] БАН. Остермановский Т. I. Л. 456 об. Рис. 804
(на миниатюре изображено литье пяти московских колоколов).
[6] ПСРЛ. Т. III. С. 81, 125.
[7] ПСРЛ. Т. XVIII. С. 281; Т. IX. С. 190.
[8] ПСРЛ. Т. IX. С. 211 (о тверском колоколе); Т. XII.
С. 281 (о вечевом псковском колоколе); Т. VI. С. 22;
Т. XXVIII. С. 345 (о новгородском вечевом колоколе); Т. XXVIII.
С. 312; Т. XV. С. 497; Т. XXXI. С. 114; Т. VI. С. 19;
Т. XII. С. 285 (о вельядских колоколах); Т. XXX. С. 146 (о смоленском
королевском колоколе) и т.д.
[9] В скобках после названия каждого колокола приводится
указанная в надписи на нём дата его последней переливки.
[10] Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,
1819. Т. 6. С. 168.
[11] Кавельмахер В.В.
Способы
колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. 1985. С.
64, 65.
[12] За содействие в осмотре Ивана Великого и за помощь в
исследовании памятника благодарю сотрудника ГММК архитектора И.Ф. Силина.
[13] ЧОИДР. 1863. Ч. 1–4. Сведения о
путешествии принца Иоанна Датского в Россию,
[14] ПСРЛ. Т. XXX. С. 146.
[15] В литературе колокол «Медведь» принято датировать
[16] ПСРЛ. Т. XXIV. С. 315.
[17] ПСРЛ. Т. VIII. С. 284; Т. VIII. С. 72; Т. XX.
С. 418; Т. XXVI. С. 315; 323; Т. XXVII. С. 161.
[18] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[19] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[20] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[21] Испорченное слово «обракер» не поддается расшифровке.
Напрашивается «делал» или «сделал». Однако это чтение отвергается
Д.А. Дрбоглавом.
[22] Мы попробовали для опыта прочесть надписи трёх больших
колоколов валового яруса Ивана Великого и свидетельствуем, что без специальных
выпускных лесов прочесть можно не более половины текста.
[23] В данной статье достаточно примеров ошибок, допущенных самими
литейщиками при установлении истинного веса самых знаменитых московских
колоколов. Чаще всего ошибались, как мы убеждаемся, на вес угара.
[24] ПСРЛ. Т. XIII. С. 72; Т. XII. С. 161; Т. XX.
С. 418.
[25] ПСРЛ. Т. XII. С. 72.
[26] ПСРЛ. Т. XXIX. С. 51.
[27] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 185.
[28] ПСРЛ. Т. XIII. С. 161.
[29] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 232.
[30] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки
немца-опричника. М., 1925. С. 104.
[31] Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки
немца-опричника. М., 1925. С. 106.
[32] Рубцов.
Ч. I.
Приложение: Списки русских литейщиков XV–XVII вв.
В них читатель найдет впечатляющий перечень произведений русских и иностранных
литейщиков на русской службе, говорящий сам за себя.
[33] Павел Алеппский. Путешествие антиохийского
патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном
архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1896. Вып. 3. С. 101.
[34] Наш анализ этого источника стал возможным благодаря
знакомству с каталогом «Памятники архитектуры Москвы» (М., 1982), где собран и
проаннотирован весь относящийся к древней Москве картографический материал
(С. 44–46, 50–59,
65, 74–79).
[35] Указ патриарха Иоакима сохранился в ключарской записи в
одном из соборных Чиновников (ОР ГИМ, Успенское собрание. Д. 89.
Л. 303). Впервые издан в ДРВ. Н. Новиковым (2-е изд. М., 1789. Ч. XI.
С. 254).
[36] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 41, 41
об., статья «О большом колоколе». Правоту Гамеля подтверждает анализ
деятельности Андрея Чохова, сделанный Н.Н. Рубцовым. С. 261, 262,
§ 489.
[37] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[38] Петр Петрей (
[39] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 77.
[40] ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 202.
[41] ПСРЛ. С. 239.
[42] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[43] ЛОИИ. Ф. 175. Гамеля. Оп. 1. Д. 43, 240,
241.
[44] Левшин А.Г., прот. Историческое описание
первопрестольного в России храма Московского Большого Успенского собора. М.,
1782. С. 244.
[45] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[46] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[47] Кроме диаметра нам известен вес языка колокола Реута –
40 пудов
[48] «Сказание действенных чинов ... святые апостольские
церкви» – самый ранний из дошедших до нас
богослужебных уставов – чиновников Успенского
собора. «Сказание» различает четыре основных вида благовеста и называет три
благовестных колокола к ним. Виды благовеста: «праздничный», «предпраздничный»,
«будничный» и «благовест» к крестным ходам и молебнам. «Праздничный» благовест
устраивался в дни великих Господских и Богородичных праздников и в дни
тезоименитств или погребения членов царской семьи. «Предпраздничный» – накануне больших праздников и в дни памятей «новым»
русским чудотворцам и так называемым средним святым. «Будничный» – в дни памятей рядовым святым, т.е. повседневно.
«Благовест» к крестным ходам и молебнам устраивался во время церковных
процессий, перед походом войска, в дни богомольных походов царя и т. д. В
великие праздники, согласно «Сказанию», благовестили в «Большой колокол», в
предпразднества и в дни памятей средним святым (а значит, и в
воскресенья) – в «Реут», в рядовые дни – в «Лебедь». К молебнам и крестным ходам «поднимали»
поочередно валовые колокола на Иване Великом. Этот благовест назывался у
соборян «валовым перебором». Никаких других благовестных колоколов «Сказание»
не называет. Их не было. Все службы расписаны только между этими тремя
колоколами. «Большой колокол» – это годуновский «Царев колокол» (он же
Успенский), «Лебедь» – это колокол
Ивана III в переливке
[49] Описание актов собрания графа А.С. Уварова. М., 1909.
№ 185. Память о слитии колокола к соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы
весом в 700 пуд от 26 марта
[50] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 3. Д. 27. Л. 17; о
деревянном амбаре см.: Там же. Л. 21; о каменном амбаре см.: Там же.
Оп. 1. Д. 156. Л. 1.
[51] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 315. Л. 1;
Д. 49. Л. 1.
[52] Арсеньев Ю.В. Описание Москвы и Московского
государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911.
С. 9. Издатель датирует список с ошибкою в полстолетие.
[53] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 46. Л. 1.
[54] Алеппский Павел. Указ. соч. С. 109.
[55] ЛОИИ. Ф. 175. Оп. 1. Д. 49. Л. 1.
[56] ДРВ. 2-е изд. М., 1789. Ч. XI. С. 254.
[57] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[58] ЦГАДА. Ф. 18. Д. 145. Ведомость о колоколах на
Ивановской колокольне
[59] ОР ГИМ. Успенское собр. Д. 89. Л. 57, 301.
[60] ОР ГИМ. Син.
[61] ОР ГИМ. Оп. 1. Д. 240, 241.
[62] ОР ГИМ. Оп. 3. Д. 27. Л. 403, 403 об.
[63] Арсеньев Ю.В. Описание Москвы и Московского
государства (по неизданному списку Космографии конца XVII в.). М., 1911
С. 8.
НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора, источник и сайт запрещено.