НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»
В.В. Кавельмахер
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЧЕРЛЕНКОВЕ
(неизвестная постройка «осифовских старцев» середины ХVI в.)
Источник: Кавельмахер В.В. Никольская церковь в селе Черленкове (неизвестная постройка «осифовских старцев» середины ХVI в.). В кн.: Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 69-72. Все права сохранены.
Сканирование, форматирование и размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено С.В.Заграевским в 2007 г. Все права сохранены.
Никольская церковь в с. Черленкове (Шаховского р-на Московской обл.) в списках памятников архитектуры не значится. Принадлежность ее к числу построек ХVI в. была установлена совсем недавно. Работая с актами Иосифо-Волоколамского монастыря, мы обратили внимание на меновую грамоту от 21 сентября 1562 г. из которой следовало, что церковь Николая Чудотворца монастырского села Черленкова на реке Рузе (древнего Хованского стана Волоцкого уезда) в означенном году была каменной. Поскольку каменные вотчинные храмы, построенные ранее ХУШ в., относительно мало страдали от перестроек последующих двух столетий и почти никогда не разбирались до основания, стала очевидной целесообразность поездки в Черленково с целью выяснения судьбы упомянутого в грамоте храма. И уже первое ознакомление с памятником подтвердило наше предположение: в большом, сильно перестроенном четверике Никольской церкви без труда угадывалось здание ХVI в.
Проведенные в 1981 г. натурные и археографические исследования по памятнику позволили получить о нем достаточно полное представление. Существующее здание Никольской церкви заключает в себе наслоения двух строительных периодов. Его древним ядром является четырехстолпный, одноглавый, квадратный в плане храм крестовокупольной конструкции, с тремя пониженными алтарными полукружиями. Здание сложено из кирпича 27,5x12,5, 13x7 см на булыжных фундаментах и дубовых связях. Размеры четверика – 13x13 м, толщина стен – 1,3 м. Подкупольные столбы незначительно смещены к востоку. В середине XIX в. древнее здание подверглось капитальной перестройке. Его верха были разобраны по нижнюю отметку храмового карниза и реконструированы в псевдорусском стиле, а сама церковь расширена путем пристройки к ее западному фасаду обширной трехнефной трапезной с трехъярусной колокольней (не сохранилась). Тогда же были растесаны все окна памятника, за исключением попавшего в закладку западного окна верхнего света. На месте западного портала была пробита арка, а южный и северный оказались перелицованными до неузнаваемости. Наиболее крупным переделкам подвергся интерьер храма. Утраченными оказались своды пяти основных компартиментов, подпружные арки центральной и западной части храма, барабан. Лучше всего сохранились своды и арки алтарной части (они были только переложены с сохранением древних очертаний), однако во время войны в здание попал снаряд и два алтарных полукружия с конхами сейчас почти полностью утрачены. При реконструкции церкви система ее сводов была изменена. Строители отказались от пониженных подпружных арок в западной части храма и подняли своды угловых компартиментов на высоту сводов основного креста. Новая система потребовала для перекрытия всех пяти компартиментов применения крестовых сводов. При разборке пониженных подпружных арок оба западных столба были до половины высоты разобраны и сложены заново.
Несмотря на столь внушительный объем утрат, памятник, благодаря исключительной простоте и ясности его архитектуры, легко реконструируется. Это был больших размеров монументальный храм с могучими алтарными полукружиями. Его почти равновеликие по ширине прясла венчались широкими закомарами, под которыми проходил трехчастный крепованный антаблемент. Крупные щелевидные окна не имели наличников (на южном и северном фасадах было по три окна, на западном – одно, по одному – в каждом из алтарных полукружий). В храм вели три перспективных портала. Согласно клировым ведомостям, в 40-х гг. XIX в., т.е. до перестройки, Никольская церковь была, как и сейчас, одноглавой. Непосредственно на четверике стояла древняя настенная звонница. Перед западным фасадом храма долго существовала деревянная паперть.
Интерьер храма и сегодня, после всех разрушений, производит величественное впечатление. Однако, в древности он был еще внушительнее. Высокие подпружные арки на широко расставленных столбах несли широкий барабан (замененный позднее шатровым восьмигранным барабаном на конусовидном основании), центральный неф и трансепт были перекрыты коробовыми сводами, а пониженные угловые компартименты – коробовыми или крестовыми (из-за отсутствия на памятнике лесов конфигурация древних сводов остается невыясненной). В дьяконнике находился изолированный от храма придел. Позади восточных столбов проходила каменная алтарная преграда, а горнее место было помещено в огромную, достигавшую алтарной конхи, нишу.
Стилистические и строительные приемы, использованные при возведении Никольской церкви, позволяют уверенно датировать ее серединой ХVI в. На начало 50-х гг. ХVI в. указывают: применение в обломе храмового карниза маломерного кирпича (из него выполнена полка архитрава), утолщение стен позади порталов и характер профилировки цоколя храма.
Каменная церковь в Черленкове могла быть выстроена только после 1543/44 г. (дата сотной монастырской грамоты, показывающей, что Никольская церковь была в это время деревянной), не позднее 1562 г. Известно, что монастыри строили для своих крестьян в вотчинах исключительно деревянные церкви. Между тем Никольская церковь своими размерами превосходит все дошедшие до нас каменные вотчинные церкви в частновладельческих селах. Эта вместительная крестовокупольная постройка могла быть соборной монастырской, но никак ни приходской, ни тем более сельской вотчинной церковью. Возможно единственное объяснение ее появления в Черленкове. Древнерусские монастыри широко пользовались правом на строительство пустыней, скитов, подворий и малых приписных монастырей для содержания т. наз. «нищих» (малоимущих вкладчиков). Такие малые «филиалы» у Иосифо-Волоколамского монастыря были: один – Божедомный Введенский в селе Спирове (для погребения странников и убогих), другой – «нищий» Богорадный (ныне Введенский) у стен главной обители, на том месте, где сейчас стоят Святые ворота с Петропавловской (Введенской) церковью (ЦГАДА, ф. 1192, оп. 2, ед. хр. 556, лл. 133 об.-136). В этих малых монастырях постригались мелкие вкладчики из крестьян, в них жила братия и начальствовали свои игумены. Спировская Введенская церковь была деревянной, Введенская Богорадная (по данным ХVII в.) – каменной, с деревянным шатром. В Москве в Китай-городе находилось Иосифовское подворье, с каменной Благовещенской церковью ХVI в. Существование обоих малых монастырей и подворья нашло отражение во множестве документов, однако в монастырских вкладных книгах, представляющих собой своеобразный реестр понесенных монастырем в связи с церковным и крепостным строительством расходов, об их сооружении нет упоминаний. Дело, очевидно, в том, что эти здания строились – как и деревянные приходские церкви по селам – не от вкладчиков, а из казны. Не является ли церковь в Черленкове остатками такой специально заведенной от монастыря богомолии, выстроенной из монастырской казны и не попавшей поэтому ни во вкладные, ни в дачные книги?
В пользу такого предположения говорят архивные документы. В расходной ведомости Иосифо-Волоколамского монастыря за 1547-1561 гг. мы встречаем две расписки «Черленковского игумена Гаврилы», взявшего ругу за 1551/52 и за "прошлый" 1550/51 гг. (особый характер записей позволяет сделать предположение, что игумен Гаврила брал ругу у казначея в первый раз). «Черленковскому игумену» деньги выдавались также в 1554-1557 гг., а в 1560 г. ругу получил «черленковский поп Игнатей». Упоминание игумена означает, что в указанные годы в Черленкове был монастырь, причем «степенью» выше, чем два «ближних» Иосифо-Волоколамского монастыря – Спировский и Богорадный (там в это время начальствовали настоятели в звании «строителей»). Попа Игнатия мы встречаем, кроме того, в поздних приписках к Описи ризницы и книгохранительницы Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г., где под 1560/61 г. записан вклад «Игнатия игумена черленковского». Наконец, из жалованной меновой грамоты 1562 г. следует, что тогда при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чья это были кельи – иноков или живших на подаяния нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или «артелями»), однако, в свете вышеприведенных данных ясно, что это были иноческие кельи. Таким образом, с 1550/51 по 1562 г. (год царской промены) в Черленкове существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек или малая пустынь, по-видимому, уже с каменной Никольской церковью. Уточнить дату постройки последней пока не представляется возможным, но вероятное время учреждения монастырька (около 1550 г.) совпадает со временем постройки каменного храма.
НА СТРАНИЦУ «НАУЧНЫЕ ТРУДЫ В.В. КАВЕЛЬМАХЕРА»
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора, источник и сайт запрещено.