НА СТРАНИЦУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ЭССЕ»
В.В. Кавельмахер
О трагедии «Моцарт и Сальери»
Источник: Кавельмахер В.В. О
трагедии «Моцарт и Сальери». Начало 2000-х гг. Скомпоновано С.В. Заграевским в
Сканирование,
форматирование, техническое и литературное редактирование: С.В. Заграевский,
«Моцарт
и Сальери» – одна из пяти так называемых «Маленьких трагедий» Пушкина,
написанных в 1830 году. Сам Пушкин называл свои трагедии «Драматическими
сценами».
Как это
часто бывало у Пушкина, эти сцены имели характер пробы сил, опытов в духе
Шекспира, которым в эти годы (да и не только в эти) увлекалась и восхищалась
вся литературная Европа. Однако зависимость от великого английского драматурга
в «Моцарте и Сальери» меньше, чем, например, в «Борисе Годунове» или «Каменном госте».
Это – типичная романтическая трагедия.
Трагедия
построена на упорных (стопроцентно вздорных, заведомо романтических) слухах,
что умерший в 1791 году Моцарт был отравлен знакомым музыкантом и композитором
Антонио Сальери, который умер в 1825 году и якобы в исповеди перед смертью
признался в отравлении Моцарта. Об этом появилась статья в лейпцигской
«Всеобщей музыкальной газете».
Несмотря
на то, что пьесы Пушкина идут в России вот уже 170 лет (со времен его
драматических дебютов), Пушкин-драматург в высшем смысле – не существует.
Русские режиссеры прекрасно знают, что его нельзя ставить, но на этот счет
существует «заговор молчания» – и его ставят, и будут ставить. Так же точно
нельзя экранизировать Льва Толстого, потому что у него все видится лучше, чем в
кино, – однако экранизируют и будут экранизировать, приспосабливая кино к
прозе, хотя кино и проза – антагонисты.
Достоинства
драматургии Пушкина – чисто литературные. Все актеры в один голос говорят, что
в Пушкине «нечего играть». Это изумительная, – как все у него, – поэзия. Это
жанр, напоминающий стихотворения в прозе. Пушкин писал лирические думы, и их
нужно не играть, а читать. Это гармоничная речь, это стихи, которые надо не
скандировать, а говорить. Еще один выдающийся образец лирической драматургии
Пушкина – «Сцена из Фауста».
В
«Моцарте и Сальери» всего две сцены: в первой основное место занимает монолог
Сальери, человека, бесконечно влюбленного в Музыку, рыцаря Музыки,
боготворящего Музыку, живущего с сознанием скромности собственного дарования и
понимающего гений Моцарта. Однако он подавлен несправедливостью случившегося.
Можно сказать, что он не согласен с Богом, – как минимум, с ходом вещей. Это –
типичная романтическая коллизия. Он восстает, как восстают романтические герои
всех времен, и идет на преступление. Вторая сцена – отравление, когда Сальери
раздавлен великодушием Моцарта и понимает, что он «недостоин».
Едва ли
в теме «недостойного гения» Пушкин был оригинален: это расхожий сюжет
литературного романтизма. Однако пьеса оригинальна. Может быть, Сальери любит
не искусство, а себя в искусстве?
В столь
банальной, казалось бы, пьесе чувствуется присутствие личного: Пушкин знал о
своей исключительности и, по воспоминаниям современников, был похож на своего
героя – Моцарта. Оставаясь воспитанным светским человеком, он жил с сознанием
своего избранничества, и с ним же был убит. Такой была трагедия его гения.
Гораздо
позднее еще два русских гения безумно сожгли свои жизни на глазах у нации: поэт
Сергей Есенин (в 1925 году) и шансонье Владимир Высоцкий (в 1980 году). Они
тоже были «Моцартами». И хотя это были слабые и пьяные люди, – они знали, что
их устами гласит Бог. Они были как бы камикадзе, – а мы все были зрителями
этого ужаса, в какой-то степени даже были «Сальери».
Название
пушкинской трагедии в черновиках – «Зависть». От зависти нет лекарства. И пушкинский
Сальери в конце концов изменил искусству, несмотря на броню софизмов о Моцарте
– «безумец», «наследника нам не оставит он», «недостоин сам себя», и даже –
«гуляка праздный»! Но гений Моцарта и «Моцартов» – это не праздность, а
кажущаяся легкость в работе, достигаемая благодаря безукоризненному владению
материалом.
Начало 2000-х гг.
НА СТРАНИЦУ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ЭССЕ»
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора, источник и сайт запрещено.